Постколониализм: между научной теорией и инструментом «культуры отмены»
УДК 321.01
Аникин Д.А., Туркин И.А. Постколониализм: между научной теорией и инструментом «культуры отмены» // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 1. С. 29-42. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_1_29.
Данная статья посвящена анализу использования постколониальной теории по отношению к России. В контексте кризиса международной безопасности и кратно усилившегося соперничества великих держав реактуализируется проблема изучения использования научных дискурсов, в основании которых лежит определенный политический проект. Цель данной работы – выявить границы применения постколониальной теории по отношению к России. Для выполнения поставленной цели авторы решают следующие исследовательские задачи: а) выявление внутренних противоречий постколониальной теории и б) определение границы применения данной теории по отношению к России. Делается вывод о кризисе постколониальной теории из-за нормативного элемента, который не позволяет разграничить постколониальную теорию и ее использования в качестве инструмента «культуры отмены». Утверждается, что постколониальный дискурс не столько устраняет диспропорции доминирования одних групп над другими, сколько создает новые властные рамки, которые включают потенциальную прибавочную репрессию. В этих границах приоритетное место отводится постколониальному субъекту, который на дискурсивном уровне получает приоритетный статус. В работе выделяются два метода, которые используются при конструировании постколониального субъекта: конструирование традиции и жаргона подлинности. Оба метода указывают на фактическое отсутствие аутентичности, к которой стремится постколониальной субъект для легитимации своего статуса и увеличения своего символического капитала. Показано, что научные подходы по применению постколониальной оптики к России являются ангажированными и ценностно нагруженными, что приводит к девальвации объективности.
*статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по результатам конкурсного отбора ЭИСИ (тема № FZNF-2024-0007 "Постколониализм как инструмент культуры отмены: особенности дискурса и мемориальные практики").
This article examines the application of postcolonial theory in relation to Russia. Amid the ongoing international security crisis and heightened rivalry between great powers, the relevance of studying scientific discourses tied to specifi c political projects has been reestablished. The article aims to delineate the limits of postcolonial theory applicability regarding Russia. To achieve this, the authors address two key research tasks: a) identifying the internal contradictions within postcolonial theory, and b) determining its limits in relation to Russia. The study concludes that postcolonial theory is experiencing a crisis due to its normative elements, which blur the lines between theoretical discourse and its use as a tool for cancelling culture. It argues that postcolonial discourse fails to rectify existing power imbalances of dominance, but instead creates new boundaries of power that may lead to additional forms of repression. Within these boundaries, the postcolonial subject is prioritized and granted a privileged status at the discursive level. The paper identifies two methods employed in constructing the postcolonial subject: the construction of tradition and the jargon of authenticity. Both methods highlight a fundamental lack of authenticity that the postcolonial subject seeks to legitimize in order to enhance symbolic capital. Furthermore, approaches applying postcolonial perspectives to Russia are biased and value-laden, which results into a devaluation of objectivity.
*the article was developed at the State Academic University of the Humanities as part of the state assignment from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation following the results of the competitive selection of Social Research Expert Institute (EISI) (topic No. FZNF-2024-0007 "Postcolonialism as A Tool of Cancel Culture: Features of Discourse and Memorial Practices").