Постколониальные дискурсы в исторической политике на постсоветском пространстве
УДК 323
Бубнов А.Ю. Постколониальные дискурсы в исторической политике на постсоветском пространстве // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 1. С. 69-84. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_1_69.
Статья посвящена анализу постколониальных дискурсов в исторической политике стран постсоветского пространства, в том числе во внутренней политике России. Основным инструментом трансляции постколониальных дискурсов выступает учебная литература как «привилегированный нарратив», формируемый в рамках государственной исторической политики, а также общественные дискуссии и коммеморативные практики. Акцент в исследовании сделан на тех исторических событиях, которые используются в интересах построения национальных идентичностей. Теоретической рамкой исследования является концепт постколониального национализма, подразумевающий конструирование нации через противостояние с империей как враждебным "другим". Национальные истории почти всех постсоветских стран акцентируют период колониального угнетения со стороны Российской империи, таким образом, имперский период выступает образцом для создания постколониальных дискурсов. В законченном виде постколониальный национализм связывает Российскую империю, Советский Союз и Российскую Федерацию в единую линию «колониального угнетения». В статье анализируются примеры Украины, стран Средней Азии (Казахстана, Узбекистана и Таджикистана) и российских регионов с национальной спецификой (Северного Кавказа и Поволжья). Украина рассматривается как пример пройденного до конца пути от доминирования в учебной литературе постколониальных исторических нарративов до построения антироссийской идентичности. В исторической политике государств Средней Азии в целом преобладает негативное восприятие Российской империи и СССР. Однако допускается позитивная оценка отдельных сторон «колониального периода», преимущественно советских практик модернизации, что зависит от взаимоотношений конкретной страны с Россией. В регионах Северного Кавказа и Поволжья постколониальные дискурсы вытеснены из публичной сферы и существуют в скрытом виде, проявляясь в конфликтах, связанных с мемориальными практиками и региональными версиями памяти.
*статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по результатам конкурсного отбора ЭИСИ (тема № FZNF-2024-0007 "Постколониализм как инструмент культуры отмены: особенности дискурса и мемориальные практики").
The article examines postcolonial discourses within the historical policies of the post-Soviet countries, with a particular focus on the domestic policy of Russia. The primary vehicle for conveying these postcolonial discourses is educational literature, which serves as a "privileged narrative" shaped by state historical policy, alongside public discussions and commemorative practices. The study emphasizes historical events that are instrumental in constructing national identities. The theoretical framework is grounded in the concept of postcolonial nationalism, which posits that nations are constructed through a confrontation with the empire as a hostile "other". In nearly all post-Soviet countries, national histories highlight the colonial oppression experienced under the Russian Empire, positioning this imperial period as a foundational model for the development of postcolonial discourses. In its completed form, postcolonial nationalism weaves together the Russian Empire, the Soviet Union, and the Russian Federation into a continuous narrative of "colonial oppression". The article analyzes case studies from Ukraine, Central Asian countries (Kazakhstan, Uzbekistan, and Tajikistan) and Russian regions with distinct national specifics (the North Caucasus and the Volga region). Ukraine serves as a compelling case study that exemplifies a comprehensive trajectory, evolving from the dominance of postcolonial historical narratives in educational literature to the formation of an anti-Russian identity. In Central Asian states, a predominantly negative perception of the Russian Empire and the USSR prevails, although certain aspects of the "colonial period", particularly Soviet modernization practices, may be viewed positively, depending on the relationship of a particular country with Russia. In the North Caucasus and Volga regions, postcolonial discourses are largely marginalized in the public sphere. They exist in a latent form instead, manifesting in conflicts related to memorial practices and regional interpretations of collective memory.
*The article was developed at the State Academic University for the Humanities as a part of a state assignment from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, following the results of the competitive selection of Social Research Expert Institute (EISI) (topic No. FZNF-2024-0007 "Postcolonialism as a Tool of Cancel Culture: Features of Discourse and Memorial Practices").
постколониализм, историческая политика, мемориальные практики, мемориальные конфликты, национализм, империя, привилегированный нарратив, постсоветское пространство
postcolonialism, historical politics, memorial practices, memorial conflicts, nationalism, empire, privileged narrative, post-Soviet space