Исламизм в Индонезии в первой половине 2020-х гг.: от Фронта защитников ислама к Фронту исламского братства
УДК 94:323(594)
Кирчанов М.В. Исламизм в Индонезии в первой половине 2020-х гг.: от Фронта защитников ислама к Фронту исламского братства // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 1. С. 138-154. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_1_138.
Автор анализирует особенности развития радикального ислама в Индонезии в первой половине 2020-х гг. Цель статьи – анализ основных направлений трансформации политического исламизма. Новизна исследования состоит в анализе попыток исламистов консолидироваться в идеологическом и организационном плане. Методологически статья основана на принципах междисциплинарной историографии. Автором изучены организационные противоречия исламизма в контекстах современной и актуальной истории групп и движений, претендующих на статус наследников и приемников Фронта защитников ислама. Результаты исследования позволяют предположить, что ликвидация Фронта привела к временной дестабилизации радикального исламистского дискурса в современной Индонезии, повлияв на организационные формы и идеологические основания исламского радикализма. Автор показывает, что адаптивность исламизма и его способность использовать формально допустимые формы политической активности являются системными характеристиками современного радикального ислама в Индонезии. В статье проанализированы основные структурные и организационные особенности радикального политического ислама в современном индонезийском социуме. Предполагается, что развитие радикального ислама актуализирует коллективный запрос некоторых сегментов современного индонезийского общества на политический ислам как альтернативу секуляризму. Автором высказывается мнение, что радикальный ислам в современной Индонезии необходимо изучать комплексно и анализировать в междисциплинарной перспективе, так как именно политический ислам можно определить как альтернативу политике светских элит. В целом, предполагается, что 1) исламизм продолжает оставаться важным политическим фактором, 2) исламизм эффективно адаптируется к политике властей, 3) исламизм стремится играть свою роль в политических процессах, включая участие в выборах. В целом показано, что исламизм актуализирует политическую альтернативу официальной идеологии, поддерживаемой светскими элитами.
This article analyses the development of radical Islam in Indonesia during the first half of the 2020s, focusing on the transformation of political Islamism and, importantly, on the attempts by Islamists groups to consolidate both ideologically and organisationally. It employs interdisciplinary historiography as methodological foundation. The research examines the organisational contradictions in Islamism, contextualizing them within the historical narratives of groups and movements that claim to be successors of the Islamic Defenders Front. The findings indicate that the dissolution of the Islamic Defenders Front resulted into a temporary destabilisation of radical Islamist discourse in contemporary Indonesia, impacting both the organisational structures and ideological foundations of Islamic radicalism. The author demonstrates how the adaptability of Islamism, along with its ability to engage in acceptable forms of political activity, constitute a systemic characteristic of modern radical Islam in Indonesia. He further analyses key structural and organisational features of radical political Islam within Indonesian society. He assumes that the evolution of radical Islam refl ects a collective demand among certain segments of Indonesian society for political Islam as an alternative to secularism. The author argues for a comprehensive and interdisciplinary approach to studying radical Islam in contemporary Indonesia, since Islam in its political dimension can be defi ned as an alternative to the politics of secular elites. Overall, the article suggests that 1) Islamism remains an important political factor, 2) Islamism effectively adapts to governmental policies, and 3) Islamism seeks active participation in political processes, including election. The article concludes that Islamism actualizes a viable political alternative to the official ideology upheld by secular elites.
ислам, радикализм, исламизм, фрагментация уммы, организации радикального ислама в Индонезии, (ре)консолидация исламизма
Islam, radicalism, Islamism, fragmentation of Ummah, radical Islam organizations in Indonesia, reconsolidation of Islamism