Трудовой рубеж и семейный праздник: репрезентация Нового года в советской прессе 1946–1956 гг.
УДК 94(470.5)«1946/1956»
Клинова М.А. Трудовой рубеж и семейный праздник: репрезентация Нового года в советской прессе 1946–1956 гг. // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 1. С. 173-190. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_1_173.
Целью исследования является раскрытие содержания и специфики репрезентации, а также эволюции образа Нового года в отечественной прессе 1946–1956 гг. Источниковую основу работы составили материалы газет разного уровня: центрального – «Правда», регионального – «Уральский рабочий», заводского – «Магнитогорский металл». В выборку включались все выпуски газет, предшествующие празднику, и первые выпуски после Нового года. Был предпринят анализ текстовых сюжетов газет, посвященных трудовым достижениям (подведений итогов соцсоревнований, выполнений планов, писем-обязательств коллективов предприятий, писем граждан и пр.). С применением качественно-количественных методов (контент-анализ), проанализировано содержание новогодних стихов-поздравлений, публикуемых в прессе. Рассмотрены тексты, посвященные подготовке к празднику и практикам празднования Нового года взрослыми и детьми. На основании полученных результатов выявлена следующая динамика репрезентации образа Нового года на страницах советской периодики. Так, во второй половине 1940-х гг. приоритет отдается трудовым свершениям, ключевой является фигура Сталина, выступающего в качестве гаранта будущего благополучия страны. Тексты газетных статей отличаются торжественностью и пафосом, реалии частной жизни граждан получают минимальное освещение. В 1954–1956 гг. намечается тенденция к уменьшению «трудовых» сюжетов, к общему снижению градуса торжественности, образ Сталина исчезает. В поздравительных стихах появляются образы Деда Мороза и Снегурочки, являвшиеся ранее символами исключительно детских праздников, повышается востребованность лексем, отражающих ценности частной жизни. Увеличивается число сюжетов, посвященных практикам празднования гражданами Нового года. В целом, специфику произошедших изменений можно описать как снижение уровня политизации и, как следствие, градуса торжественности и пафоса в репрезентации праздника. В середине 1950-х гг. Новый год становится более «домашним» праздником с соответствующей атрибутикой.
The article aims to explore the content and specific representations of the New Year in the Soviet press from 1946 to 1956, as well as to identify its evolution during this period. The research is based on materials from various newspapers, including central publications like Pravda, regional ones such as Uralsky Rabochy, and factory newspapers such as Magnitogorsky Metal. The sample includes all newspaper issues published before the holiday and the first issues released after the New Year. The analysis focuses on newspaper articles related to labor achievements, including summaries of social competitions, fulfillment of production plans, letters of commitment from enterprise collectives, and correspondence from citizens. Using both qualitative and quantitative methods, we examine the content of New Year's greeting poems published in the press. Additionally, we consider texts related to the holiday preparations and the ways in which adults and children celebrated the New Year. The findings indicate that between 1946 and 1956, significant changes occurred in how the New Year was represented in domestic newspapers. In the late 1940s, priority was given to labor achievements, with Stalin portrayed as guarantor of national prosperity. Articles from this period were distinguished by solemnity and pathos, with minimum attention given to citizens’ private lives. However, between 1954 and 1956, a shift in representation of the New Year became evident. There was a noticeable decline in “labor” narratives, a fading presence of Stalin’s image, and an overall reduction in solemnity. Figures such as Ded Moroz (eng. Father Frost) and
Snegurochka (eng. Snow Maiden), previously seen as symbols of children’s celebrations, began appearing in congratulatory poems. This period also saw an increased demand for tokens reflecting private life values. The number of stories detailing citizen’s New Year celebrations grew signifi cantly. Overall, these changes can be characterized by a decrease in politicization, and a corresponding reduction in solemnity and pathos associated with the holiday. By the mid-1950s, the New Year had evolved into a more “homely” celebration with appropriate attributes.
Новый год, советская пресса, 1946–1956 гг., праздник, контент-анализ
New Year, Soviet press, 1946–1956, celebration, content analysis