Белов С.И. Образ СССР в зарубежных видеоиграх 1990-х гг. // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 2. С. 145-158. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_2_145.
Представленное исследование посвящено изучению позиционирования образа СССР в зарубежных видеоиграх 1990-х гг. Целью работы является выявление специфики конструирования образа Советского Союза в видеоиграх обозначенного периода. Методология работы основана на сочетании сравнительного, структурного и дескриптивного анализа. Автор приходит к выводу, что модель позиционирования образа СССР в зарубежных видеоиграх в 1990-х гг., как и в предшествующее десятилетие, в целом была выстроена на основе эксплуатации сформировавшихся ранее в массовой культуре стереотипов, содержательная сторона которых предполагала дегуманизацию и демонизацию советской стороны. Советский строй был обозначен скорее как форма военной организации, чем альтернативная социокультурная и экономическая система. Как и в предшествующий период, СССР обозначался в качестве авторитарного экспансионистского государства, а в некоторых случаях – в виде экзистенциальной угрозы для США. Одновременно в модель позиционирования СССР были включены новые элементы. Во-первых, в образ Советского Союза интегрировались представления об империи Романовых и России в целом (вне контекста ее политической модели). Ранее это не было характерно для видеоигр, но проявлялось в других сферах массовой культуры. Во-вторых, разработчики видеоигр отказались от позиционирования Советского Союза в качестве «зеркального противника» Запада, не обладающего сущностными отличиями от США в плане инструментов, используемых с целью решения политических задач. В то же время в ряде случаев предпринимались и попытки разграничения «опасного СССР» и «безопасной России». За счет этого фактически ставился вопрос о том, является ли источником угрозы для Запада сам по себе советский строй, или же речь шла о приписываемых России милитаризме и экспансионизме.
The presented research is devoted to the study of the positioning of the image of the USSR in foreign video games of the 1990s. The purpose of the work is to identify the specifics of constructing the image of the Soviet Union in video games of the designated period. The methodology of the work is based on a combination of comparative, structural and descriptive analysis. The author comes to the conclusion that the model for positioning the image of the USSR in foreign video games in the 1990s, as in the previous decade, was generally built on the basis of the exploitation of stereotypes that had previously formed in mass culture, the content of which implied the dehumanization and demonization of the Soviet side. The Soviet system was designated more as a form of military organization than an alternative sociocultural and economic system. As in the previous period, the USSR was designated as an authoritarian expansionist state, and in some cases – as an existential threat to the United States. At the same time, new elements were included in the USSR positioning model. First, the Soviet Union was integrated with ideas about the Romanov Empire and Russia as a whole (outside the context of its political model). Previously, this was not typical for video games, but was manifested in other areas of popular culture. Secondly, video game developers abandoned positioning the Soviet Union as a “mirror enemy” of the West, which had no significant differences from the United States in terms of the tools used to solve political problems. Due to this, the image of the Soviet Union finally acquired a negative connotation. At the same time, in a number of cases attempts were made to distinguish between the “dangerous USSR” and “safe Russia”. Due to this, the question was actually raised about whether the Soviet system itself was a source of threat to the West, or whether it was about the militarism and expansionism generally attributed to Russia.