УДК 323.2:304.2:75.01 хронотоп, пространство, время, национальная память, идентичность, поликодовый текст, мультмодальность, пейзажная живопись, А.Г. Бауэр
Богуславская Е.Л.
Мультмодальная структура хронотопа авторского поликодового дискурса пейзажной живописи в контексте политики памяти // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 2. С. 126-144. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_2_126.
В статье представлен мультмодальный анализ визуальных и вербальных компонентов живописных произведений, посвященных Крымскому городу Алупка, написанных художником А. Г. Бауэром в период с 2018 по 2021 гг. Выявляются хронотопические характеристики работ цикла как наиболее важные инструменты интерпретации авторской картины мира. Большинство изученных произведений имеет несколько пространственно-временных слоев: помимо основного времени, как правило эксплицитно обозначенного при помощи лексических средств в названии, присутствуют хронотопы прошлого, вводимые в поликодовый текст как на вербальном, так и на визуальном уровнях. В ходе анализа выявлены изобразительные приемы, способствующие совмещению хронотопических пластов: фрагментарность изображения (на основе метонимической модели часть – целое), введение образов-символов уходящей эпохи, расширение границ мнимого пространства холста за счет ритмической организации объектов по направлению снизу вверх. Визуальный ряд живописных текстов поддерживается использованием в названиях лексем со значением старый, старая и циклических хронем (год, времена года, части суток). Содержательное наполнение живописных текстов раскрывает мировоззрение автора, его вдумчивое, трепетное отношение к российской истории, неравнодушие к проблеме сохранности культурного наследия, глубокое переживание социальных процессов современности. Немаловажную роль оно играет и в осмыслении драматизма судьбы художника: объективная реальность преломляется в творчестве, выводя на первый план внутренний конфликт и поиск душевной гармонии. Философские смыслы произведений затрагивают аксиологические приоритеты современного общества. По результатам анализа делаются выводы о потенциале произведений пейзажного жанра задавать ценностный ориентир в отношении объектов культурного наследия в контексте дискурса национальной идентичности и политики памяти. Актуальность работы обусловлена современными задачами восстановления и сохранения памятников природного и городского ландшафта полуострова.
The article presents a multimodal analysis of verbal and nonverbal components of paintings depicting a Crimean town of Alupka and created by a single author in the period between 2018 and 2021. Multimodal chronotope features of the artistic cycle are claimed to be important tools to interpret the author’s picture of the world. Most of the studied works of art have several space and time layers. Besides the main time explicitly expressed by lexical means in the title, there are chronotopes of the past introduced into the polycode text both on the verbal and nonverbal levels. The analysis revealed some visual techniques contributing to the overlap of chronotope layers: fragmentation of the image (based of the metonymic model part – whole), use of the passing epoch symbols, expansion of the canvas seeming space boundaries by a rhythmical placement of the objects in the upward direction. The visuals are supported in the names of the pictures by the lexemes with the meaning old and cyclic chronemes (year, seasons, parts of the day). The content of the picture’s texts reveals the author’s worldview, his thoughtful, delicate treatment of Russian history, concern about the safety of cultural heritage, deep immersion into social processes of today. It also helps to understand the dramatic nature of the painter’s life. The objective reality is reflected in the author’s art drawing into the surface an inner conflict and search for harmony. The philosophic motives of the works touch upon the axiological priorities of modern society. We also come to the conclusion about the potential of landscape genre to set a value guideline concerning the objects of cultural heritage in the context of the discourse of national identity and politics of memory. The study is relevant to modern tasks of reconstruction and preservation of the objects of natural and urban landscapes of the peninsular.
chronotope, space, time, national memory, identity, polycode text, multimodality, landscape painting, A.G. Bauer
Полный текст>>