УДК 32.019.51 медиатехнологии, повестка дня, фрейминг, прайминг, политический дискурс, историческая память
Голоскоков В.А.
Применение медиатехнологий в партийно-политических коммуникациях на примере партии «Зеленая альтернатива» // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 2. С. 159-174. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_2_159.
В современной научной литературе такие категории как «медиатехнологии» и «медиа-эффекты» часто рассматриваются в качестве синонимов. Однако данные понятия имеют разную историю возникновения и применения. Автором приводится собственное определение данных терминов, в котором медиатехнологии трактуются как преднамеренное медиавоздействие на целевую аудиторию с учетом взаимодействия разных акторов коммуникации, а медиа-эффекты – как результат или продукт, возникающий в процессе реализации обратной связи между адресатом и отправителем медиа-сообщения в ходе применения медиатехнологий. В статье выдвигается гипотеза о том, что контекст коммуникации, представленный взаимодействиями ее основных акторов, определяет особенности политического и медийных дискурсов, применяемых в рамках медиатехнологий. При проведении контент-анализа текстов партии «Зеленая альтернатива» в социальных медиа определена специфика применения медиатехнологий создания повестки дня, фрейминга и прайминга в партийно-политических коммуникациях. На основе проанализированных текстов партии за 2020–2024 гг. выявлены направления изменений в партийной повестке дня. В результате проведенного исследования сделаны выводы относительно широкой структуры технологии прайминга, проявляющейся как на уровне повестки дня, так и на уровне фрейминга, обращающейся как к символике партии, так и к исторической памяти. Отмечено, что, обращаясь к существующим ассоциациям целевой аудитории, политические партии могут оказывать воздействие на государственную политику памяти.
In contemporary scholarly literature, the concepts of media technologies and media effects are often considered as synonymous. However, these concepts have distinct origins and applications. The article provides a nuanced definition of them: media technologies are interpreted as a deliberate media interventions aimed at influencing the target audience, considering the interaction among various communication actors. Media effects are defined as the outcomes or products that emerge during the feedback process between the message sender and receiver within the use of media technologies. The article hypothesizes that the communication context – represented by interactions among its primary actors – determines the features of political and media discourses employed within media technologies. Through content analysis of texts from Russian "Green Alternative" Party’s
social media platforms (2020–2024), the study identifies specific uses of media technologies in agenda-setting, framing and priming within party political communication. Based on this analysis, shifts in the party’s agenda over the specified period are delineated. The research concludes that priming operates through a broad structural framework manifesting at both agenda and framing levels, referencing party symbols and historical memory. By invoking existing associations held by their target audience, political parties can influence collective memory and shape public policy.
media technologies, agenda, framing, priming, political discourse, historical memory
Полный текст>>