Чайко И.В. Неопатримониальная «волна» и ее истоки // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 3. С. 10-25. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_3_10.
Данная статья посвящена изучению причин усиления патримониальных и неопатримониальных тенденций в современном мире. В центре внимания автора – содержание концепции патримониализма М. Вебера и возможности ее современных интерпретаций. В статье рассматриваются особенности различных форм патримониализма и механизмы «рутинизации» харизмы, способствующие возникновению современных неопатримониальных режимов. Автор анализирует различные определения термина «неопатримониализм» и классификации неопатримониальных систем, разработанные российскими и зарубежными учеными. Особое внимание уделено различиям «регулируемых» и «хищнических» форм неопатримониализма, а также понятию «developmental neopatrimonialism» (неопатримониализм, ориентированный на развитие). С этих позиций описываются процессы, связанные с усилением неопатримониальных тенденций в различных странах мира. Автор доказывает, что современная патримониальная «волна» вызвана, прежде всего, глобальным кризисом капиталистической системы и беспрецедентным ростом социально-экономического неравенства. Даже в экономически развитых странах растущая стагнация доходов среднего класса дискредитирует идею «административного государства». Именно осознание данных проблем имело следствием рост политического традиционализма и усиление поддержки харизматических лидеров, воплощающих данный глобальный тренд. В этой связи исследователи отмечают рост «авторитарного популизма» даже в странах с развитыми либерально-демократическими системами, включая США, Великобританию, Израиль и другие. Однако для описания этих процессов оппозиция «авторитаризм – демократия» должна быть дополнена веберовской дилеммой «традиционный – рациональный». Такой подход, по мнению автора, является наиболее адекватным для осмысления причин и направленности происходящих политических трансформаций. Ярким примером эффективного применения неопатримониальных практик является современная Россия, опыт которой активно используется сегодня другими странами при решении сложных задач государственного и национального строительства.
This article is devoted to the study of the causes of the strengthening of patrimonial and neopatrimonial trends in the modern world. The author focuses on the content of M. Weber’s concept of patrimonialism and the possibilities of its modern interpretations. The article examines the features of various forms of patrimonialism and the mechanisms of “routine charisma” that contribute to the emergence of modern neopatrimonial regimes. The author analyzes various definitions of the concept of “neopatrimonialism” and classifications of neopatrimonial systems developed by modern scientists. Special attention is paid to the differences between “regulated” and “predatory” forms of neopatrimonialism, as well as the concept of “developmental neopatrimonialism”. The author proves that the modern patrimonial “wave” is caused, fi rst of all, by the global crisis of the capitalist system and the unprecedented growth of socio-economic inequality. It was the awareness of these problems that led to the growth of political traditionalism and increased support for charismatic leaders embodying this global trend. In this regard, many authors note the growth of “authoritarian populism” even in countries with developed
liberal democratic systems, including the United States, Great Britain, Israel and others. However, to describe these processes, the opposition “authoritarianism-democracy” must be supplemented by the Weber dilemma “traditional – rational”. This approach, in our opinion, is the most appropriate for understanding the causes and direction of the ongoing political transformations. A striking example of the effective application of neopatrimonial practices is modern Russia, whose experience is actively used today by other countries in solving complex problems of state and national construction.
Макс Вебер, патримониализм, неопатримониализм, авторитарный популизм, политическая трансформация
Max Weber, patrimonialism, neopatrimonialism, authoritarian populism, political transformation