Роль минилатеральных соглашений в стратегии безопасности «средних» держав Индо-Тихоокеанского региона
УДК 327
Михайленко В.И., Пунгчингнам К. Роль минилатеральных соглашений в стратегии безопасности «средних» держав Индо-Тихоокеанского региона // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 3. С. 99-119. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_3_99.
Процесс формирования Индо-Тихоокеанского региона и архитектуры региональной безопасности происходит под влиянием ряда факторов, среди которых усиление «региональной взаимосвязанности» (regional connectivity) и инклюзивности (inclusive connections), которые придают новые качества взаимоотношениям между региональными государствами. Под этим знаком развивается острая конкуренция между США и Китаем за гегемонию в регионе. Одновременно это открывает новые окна возможностей для средних и малых государств реализовать собственные стратегии национальных интересов и безопасности. Важную роль в процессе формирования региональной идентичности и порядка играют многосторонние институты, среди которых выделяется АСЕАН. В меньшей степени отечественными исследователями изучена роль минилатеральных соглашений в архитектуре регионального порядка. В данной статье исследуется роль этих соглашений в стратегии безопасности Японии, Индии, Индонезии и Австралии. Причины широкого распространения модели минилатерализма в регионе связаны с ее практической эффективностью для реализации стратегической диверсификации политики безопасности средних государств. Для них участие в минилатеральных соглашениях имеет важное значение для укрепления национальных позиций и отстаивания национальных интересов в отношениях с соперничающими США и Китаем в регионе. Кроме того, минилатеральные договоры оказываются эффективными в борьбе с нетрадиционными угрозами, такими, как стихийные бедствия, пиратство, борьба с загрязнением, эпидемиями и т.п.
The process of formation of the Indo-Pacific region and the regional security architecture is influenced by a number of factors. Among them are the strengthening of “regional connectivityˮ and inclusive connections, which give new qualities to the relations between regional states. Under this sign, intense competition in the region is developing between the United States and China for hegemony. At the same time, this opens up new windows of opportunity for Middle and Small States to realize their own strategies of national interests and security. Multilateral institutions, as ASEAN, play an important role in the process of forming regional identity and order. To a lesser extent, Russian researchers have studied the role of minilateral agreements in the architecture of regional order. This article examines the role of minilateral agreements in the security strategy of Japan, India, Indonesia and Australia. The reasons for the widespread use of the minilateralism model in the region are related to its practical effectiveness for the implementation of strategic diversification of the security policy of Middle Powers. For them, participation in minilateral agreements is important for strengthening national positions and defending national interests in relations with the competition between US and China in the Indo-Pacific. In addition, minilateral agreements are effective in combating non-traditional threats, such as natural disasters, piracy, pollution control, epidemics and others.