Роль китайской инициативы «Один пояс, один путь» в инфраструктурном развитии регионов стран Европы
УДК 327+353.2
Нестеров А.Г., Муслимова Е.О., Пономарев Д.Л. Роль китайской инициативы «Один пояс, один путь» в инфраструктурном развитии регионов стран Европы // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 3. С. 120-135. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_3_120.
Тенденция неравномерного социально-экономического развития сохраняется не только на глобальном уровне – разрыв между богатым севером и бедным югом заметен во многих регионах мира, включая Европу. Отставание от стран-лидеров влияет на инвестиционную привлекательность менее развитых государств и их отдельных территорий и, как следствие, ограничивает их экономическое развитие. Однако есть государства – внешние партнеры, готовые оказать поддержку, в частности Китайская Народная Республика. Цель данной статьи – показать влияние участия европейских стран в китайской инициативе «Один пояс, один путь» на развитие их регионов. Исследование базируется на концепции трансрегионализма и системном подходе. Структурно-функциональный анализ позволил рассмотреть особенности взаимоотношений между участниками процесса. Проведен вторичный анализ материалов информационных и иных ресурсов, посвященных инфраструктурным проектам в европейских регионах, реализуемых при поддержке КНР и инициативы «Пояса и пути». Методами обобщения, сопоставительного и сравнительного анализа выявлены результаты участия европейских стран в «Поясе и пути», показаны позитивные и негативные для регионов эффекты от взаимодействия. Приводятся результаты анализа сотрудничества регионов Греции, Албании, Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Хорватии, Северной Македонии, Словении, Чехии, Словакии, Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, Италии с китайскими инвесторами. Показаны ключевые инфраструктурные проекты, реализованные в регионах пятнадцати европейских стран в рамках инициативы «Пояса и пути». Выделены наиболее привлекательные для инвестиций территории и отрасли. Выводы, сделанные по результатам исследования, могут быть полезны для дальнейшего анализа трансрегиональных связей Европы и Азии, в частности, в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-10118
The trend of uneven social and economic development persists not only at the global level – the gap between the rich North and the poor South is noticeable in many regions of the world, including Europe. Of course, a similar disparity reduces the investment attractiveness of the less developed countries and their individual territories and, as a result, limits their economic development. However, there are external partner states that are ready to provide support. One of these accelerators is the People's Republic of China. The purpose of this article is to show the impact of the participation of European countries in the Chinese Belt and Road Initiative (BRI) on the development of their regions. The research is based on the concept of transregionalism and a systematic approach. The structural and functional analysis allowed to consider the features of the relationship between the participants in the process. Analysis of the informative materials and other resources devoted to infrastructure projects in European regions, implemented with the support of the People's Republic of China and the Belt and Road Initiative, was carried out. By methods of generalization, comparative and comparative analysis, the results of the participation of regions in the BRI are revealed, positive and negative effects of interaction at the regional level are shown. The results of the analysis of cooperation between the regions of Greece, Albania, Serbia, Bosnia and Herzegovina, Montenegro, Croatia, North Macedonia, Slovenia, Czech Republic, Slovakia, Poland, Bulgaria, Romania, Hungary, Italy with Chinese investors are presented. The key infrastructure projects implemented in the regions of fifteen European countries within the framework of the Belt and Road initiative are shown. The most attractive territories and industries for investment have been identifi ed. The conclusions drawn from the results of the study may be useful for further analysis of transregional relations between Europe and Asia, in particular, within the framework of the Belt and Road Initiative.
*The reported study was funded by Russian Science Foundation according to the research project № 22-78-10118
инициатива «Один пояс, один путь», КНР, ЕС, инфраструктурное развитие, трансрегиональное сотрудничество
Belt and Road Initiative, China, EU, infrastructure development, transregional cooperation