Трансформации «Северной политики» Республики Корея в реалиях XXI века
УДК 327
Ким Мин Кёль, Коктыш К.Е. Трансформации «Северной политики» Республики Корея в реалиях XXI века // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 3. С. 157-170. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_3_157.
Целью данной статьи является анализ процесса трансформации «Северной политики» Республики Корея (РК) после смены политики США в регионе с приходом администрации Джорджа Буша-младшего. США сменили ранее нейтральную позицию по отношению к процессам интеграции в Евразии на негативную (Коктыш и др., 2024, с. 173–175), и Корейский полуостров предсказуемо стал объектом их повышенного внимания. Причисление КНДР Вашингтоном к «оси зла», отказ от ранее подписанных Рамочных соглашений и ультимативные требования в отношении ядерной программы крайне затруднило для Сеула возможность эффективно осуществлять «Северную политику», однако не отменило ее. Последняя успела стать безусловной ценностью для элит Южной Кореи, ее успешная реализация стала мыслиться Сеулом как условие обретения полноценного внешнеполитического суверенитета. В рассматриваемый период она осуществлялась в условиях сильного патроната США.
Статья охватывает период правления администраций Но Му Хёна (2003– 2008 гг.), Ли Мён Бака (2008–2013 гг.), Пак Кын Хе (2013–2017 гг.), Мун Чжэ Ина (2017–2022 гг.) и Юн Сок Ёля (2022–2024). Опорными способами исследования являются когнитивный анализ, равно как и проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. В этот период «Северная политика» пережила и периоды успехов, когда она реально определяла императивы внешней политики, что можно отнести главным образом к администрациям Но Му Хёна и Мун Чжэ Ина, и периоды провалов – это неизменно случалось, когда она начинала использоваться инструментально, в качестве способа одностороннего решения «корейского вопроса» на условиях Запада. Но, что важно, отсутствие успехов на магистральном северокорейском направлении было компенсировано успехами на направлениях «второго плана»: «Северная политика» стала развиваться «вширь», включив в себя длинный ряд государств Евразии. В процессе этого РК обрела опыт многосторонней коммуникации и смогла выстроить отношения с ключевыми государствами региона. Не менее важно и то, что запрос на конструктивную «Северную политику» в отношении КНДР стал важным фактором общественного мнения населения Южной Кореи. Последнее в полной мере проявилось в процессе отставки сделавшего ставку на военный переворот и военную конфронтацию с КНДР президента Юн Сок Ёля. Таким образом, многолетний курс руководства Республики Корея на обретение полноценного внешнеполитического суверенитета принес определенные успехи, в числе которых – удержание региона Северо-Восточной Азии (СВА) от угрозы дестабилизации на излете 2024 года. Суверенитета действительно стало больше. Не представляет сомнений, что концепт «Северной политики» продолжит и далее конструктивно развиваться при последующих администрациях Республики Корея.
*статья подготовлена при финансовой поддержке МГИМО МИД России в рамках гранта ИМИ № 2025–04–04.
The purpose of this article is to analyze the process of transformation of the “North Policy” of the Republic of Korea in the period after the US policy in the region has changed, this occurred with the George W. Bush administration. The United States switched previously neutral position towards the integration processes in Eurasia to a negative one (Koktysh, Sergeev, Igityan, 2024, pp. 173–175), and the Korean Peninsula predictably became the primary object of their increased attention. Washington’s designation of the DPRK as an “axis of evil”, the rejection of previously signed Framework Agreements and ultimatum demands regarding the nuclear program made extremely difficult for Seoul the effective implementation of the “Northern Policy”, but did not cancel it. The latter managed to become an absolute value for the elites of South Korea, its successful implementation began to be considered by Seoul as a condition for gaining full-fledged foreign policy sovereignty. During the period under review, it was carried out under the conditions of strong patronage of the United States.
The article covers the period of the administrations of Roh Moo hyun (2003–2008), Lee Myung-bak (2008–2013), Park Geun-hye (2013–2017), Moon Jae-in (2017–2022) and Yoon Suk yeol (2022–2024). The main research method is cognitive analysis, as well as problem-chronological and comparative historical methods. During this period, the “Northern Policy” passed through the periods of success, this happened when it really defi ned the imperatives of foreign policy, it can be attributed mainly to the administrations of Noh Moo Hyun and Moon Jae–in, and through the periods of failures – this invariably happened when it began to be used instrumentally, as a tool of unilateral solution of “the Korean question” on Western terms. But, what is not less important, the lack of success in the main North Korean direction was compensated by successes in the “second plan” directions: the “Northern Policy” began to “broad up”, having included a long range of Eurasian states. In the process, the Republic of Korea gained experience in multilateral communication, and managed to build relations with key states of the region. Equally important that the request for a constructive “Northern Policy” towards the DPRK has become an important factor in the public opinion of the South Korean population. The last became obvious when resignation of President Yoon Suk yeol happened: his stake on military coup and military confrontation with the DPRK was rejected. Thus, the long–term course of the leadership of the Republic of Korea towards gaining full-fledged foreign policy sovereignty has brought certain successes, including keeping the Northeast Asia (NEA) region from the threat of destabilization at the end of 2024. There is indeed more sovereignty. There is no doubt that the concept of “North Policy” will continue to develop constructively under the subsequent administrations of the Republic of Korea.
*The article was prepared with the financial support of the Moscow State Institute of International Relations of the Russian Ministry of Foreign Affairs as part of the IMI grant No. 2025–04–04.
Северная политика, Новая северная политика, Новая экономическая карта Корейского полуострова, Политика объединения Корейского полуострова, Корейская политика внешней политики и безопасности, Корейская национальная стратегия, межкорейские отношения
Northern Policy, New Northern Policy, New Economic Map of the Korean Peninsula, Unification Policy of the Korean Peninsula, Korean Foreign and Security Policy, Korean National Strategy