УДК 316.75:791.43–2(47)“192/193” советское кино 1920–1930-х годов, игровое кино, городской досуг, государственная культурная политика, досуговые практики
Воробьева М.В., Кочухова Е.С.
Городской досуг в советской культурной политике и игровом кино 1920–1930-х годов: локусы и практики // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 3. С. 171-190. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_3_171.
В статье рассматривается соотношение доминант государственной культурной политики и репрезентаций городского досуга в советском игровом кино 1920–1930-х годов. Выборка включает 21 фильм, действие которых происходит в городах, в настоящем времени относительно периода создания фильма. Исследованы эпизоды, разворачивающиеся в трех локусах: дом, заведения общепита, клубы и дома культуры. Реконструировано позиционирование этих локусов в государственной культурной политике. Так в 1920-е годы во властной риторике негативно представлены проведение свободного времени дома и в заведениях общепита, а на клуб возлагаются надежды по воспитанию советского человека. В 1930-х годах по причине «консервативного поворота» в культурной политике меняются предъявляемые к досугу требования. В итоге домашний досуг описывается в его положительных проявлениях, досуг в доме культуры и клубе теряет воспитательную функцию, становясь исключительно рекреативным, а отношение к заведениям общепита устанавливается двойственное.
В статье проанализированы основные досуговые практики, запечатленные в кино: индивидуальный домашний досуг, домашние вечеринки, встречи в ресторанах, кафе и пивных, лекции, самодеятельные спектакли, выпуск стенгазеты, праздники в клубах и домах культуры и т. п. Репрезентация этих практик, за редким исключением, соответствует выявленным доминантам государственной культурной политики. Лишь изображение клубов в кино 1920-х и общепита в кино 1930-х годов отчасти отступает от их образов, конструируемых во властной риторике. В целом, логику репрезентации досуга можно описать так: в 1920-х годах наблюдается разнообразие экранных образов свободного времяпрепровождения, выраженное и количественно, и стилистически; в 1930-е годы их становится меньше – выкристаллизовываются ясные нормативные образцы, не меняющие своих внешних черт.
The article examines the correspondence between representations of urban leisure in Soviet feature fi lms of the 1920s-1930s and state cultural policy. Twenty-one films depicting modern urban life in the USSR were analyzed. The analysis focused on episodes unfolding in three key loci: the home, catering establishments, and clubs/houses of culture. The positioning of these loci within the framework of state cultural policy was reconstructed. In the 1920s, government rhetoric portrayed home leisure and public catering establishments in a predominantly negative light, while clubs were seen as instrumental in molding the Soviet individual. in the 1930s, a “conservative shift” in cultural policy led to a change in the expectations placed upon leisure activities. Home leisure was described in its positive manifestations, leisure in houses of culture and clubs shed their ideological function, becoming exclusively recreational, and an ambivalent attitude towards catering establishments emerged.
The article analyzes the main leisure practices captured in fi lms, including individual home leisure, home parties, lectures, amateur performances, publishing wall newspapers, holidays in clubs and cultural centers, and meetings in cafes, restaurants or pubs. The representation of these practices generally aligns with to the identifi ed dominants of state cultural policy. The exceptions are the depiction of clubs in the cinema of the 1920s and catering in the cinema of the 1930s, which partly depart from the images of these places constructed in cultural policy. Overall, the logic of the leisure representation can be described as follows: in the 1920s, there is a variety of screen images of free time, expressed both quantitatively and stylistically; in the 1930s, a few similar normative patterns crystallized.
Soviet cinema of the 1920s–1930s, feature fi lm, city leisure, state cultural policy, leisure practices
Полный текст>>