Актуальные тенденции электорального позиционирования посредством повесток и слоганов национальных политических кампаний
УДК 324
Репина Е.А., Соколова Е.Н. Актуальные тенденции электорального позиционирования посредством повесток и слоганов национальных политических кампаний // Дискурс-Пи. 2025. Т. 22. № 3. С. 213-228. DOI: 10.17506/18179568_2025_22_3_213.
Статья посвящена анализу политических программ и слоганов как ключевых компонентов современной предвыборной повестки в контексте проблемы истощения идеологий, все возрастающей популистской риторики и «всеядности» участников политического процесса. Цель исследования – выявление основных мировых трендов, отражающих изменения в тематическом содержании концептуальных документов политических акторов (партий и кандидатов) с учетом политического спектра, а также слоганов, иллюстрирующих данные тренды. В задачи исследования входит контент-анализ политических программ партий и кандидатов, определение наиболее перспективных и ярких тем и инициатив, а также формулировка предложений по направлениям имплементации в рамках российского электорального процесса. Проанализированы политические повестки кандидатов общенациональных президентских и парламентских выборов, проходивших в 2022 г. – первой половине 2023 г. в двадцати восьми странах. В общей сложности за указанный период рассмотрено 119 программ и 1497 слоганов. Сделан важный вывод о том, что тематика повесток довольно слабо отражает приверженность кандидатов той или иной политической идеологии. Как представители левого спектра, так и правые, в том числе ультраправые партии и политики активно призывают к изменениям в социальной сфере, в частности, в здравоохранении, включают в повестку экономическую и экологическую тематики, говорят о проблемах национальной идентичности, национальной культуры, о международной миссии и продвижении имиджа страны, активно используют слоганы, связанные с проблемами обороны и безопасности. Задействуют данные темы в своих предвыборных программах и лозунгах и независимые кандидаты. Исследование дает детальное представление о приоритетных темах повестки политических сил вне зависимости от страны и может быть использовано российскими избирателями, аналитиками и участниками избирательного процесса. Результаты исследования могут быть учтены в рамках развития политической системы и государственного управления через адаптацию перспективных тем и инициатив к российским реалиям.
The article is devoted to the analysis of political programs and political slogans as key components of the modern election agenda in the context of the problem of depletion of ideologies, increasing populist rhetoric and the «omnivorous» of the political process participants. The aim of the study is to identify the main global trends which reflect changes in the thematic content of conceptual documents of political actors (parties and candidates), taking into account the political spectrum, as well as slogans illustrating these trends. The objectives of the study include content analysis of political programs of parties and candidates, identification of the most promising and striking topics and initiatives, as well as formulation of proposals in the areas of their implementation within the framework of the Russian electoral process. It represents the analysis of the candidates’ political agendas of the national presidential and parliamentary elections held in 2022 – the first half of 2023 in twenty-eight countries. In total, we analyzed 119 programs and 1497 slogans for the specifi ed period. The important conclusion is that the subject of the agenda rather poorly reflects the candidates’ commitment to a particular political ideology. Both left-wing and right-wing representatives, including far-right parties and politicians, actively call for changes in the social sphere, in particular, in healthcare, include economic and environmental topics in their agenda, talk about the problems of national identity, national culture, international mission and the promotion of the country’s image, and actively use slogans related to defense and security issues. Independent candidates also use these topics in their election programs and slogans. The study provides a detailed picture of the proposed political priorities of various parties and candidates and can be used by Russian voters, analysts and participants in the electoral process. The results of the study can be taken into account in the framework of the development of the political system and public administration through the adaptation of promising topics and initiatives to Russian realities.
политическая повестка, политический слоган, выборы, партии, кандидаты, идеология, политический спектр
political agenda, political slogan, elections, parties, candidates, ideology, political spectrum