Ежи-садисты и философская гавань: И. Берлин и Ж. Делез о двух формах мышления
УДК 101.9
Мельников А.А., Поздняков Б.Б. Ежи-садисты и философская гавань: И. Берлин и Ж. Делез о двух формах мышления // Антиномии. 2025. Т. 25. Вып. 1. С. 32-53. 10.17506/26867206_2025_25_1_32.
Данная статья предлагает различить два типа философствования или философского отношения к жизни на основании известного различия лисиц и ежей в версии Исайи Берлина. Мы показываем, что схематичное разделение философов на «созерцающих одно» и «созерцающих многое» недостаточно конкретно и может приводить к путанице, где искатели единообразия и искатели многообразия легко переходят друг в друга, становясь трудно различимыми. Мы предлагаем искать путь к более удачному проведению аналогичного различения через попытки Берлина связать типы философствования с представлениями о «мудрости», или чувстве реальности. Два типа мышления рассматриваются в свете того, как «мудрость», или некая конечная цель философствования, соотносится в философских представлениях с нарративами, и соответственно, какие цели нарративам приписываются. Переформулировав исходное различение, мы обозначаем структурные его сходства с анализом возможных фигур наслаждения и самоутверждения в тексте Жиля Делеза «Представление Захер-Мазоха». Описанные Делезом образы садиста и мазохиста неожиданно позволяют посмотреть на давний спор исследовательских стратегий в философии под новым углом: противоположные виды самоутверждения соотносятся с возможными склонностями предпочесть то или иное отношение к роли нарративов в их взаимосвязи с конечной целью философского исследования. В заключении мы предлагаем оценить те возможности, которые осознание связи способов самоутверждения и способов мышления предоставляет философски основательным «ежам» и «лисицам» для освобождения от потенциально свойственных им познавательных иллюзий.
Abstract. The research aims to distinguish two types of philosophizing or philosophical attitudes based on Isaiah Berlin’s distinction between foxes and hedgehogs. We argue that the schematic division of philosophers into “those who contemplate the one” and “those who contemplate the many” lacks specificity. Moreover, seekers of uniformity and seekers of diversity often merge, making them difficult to differentiate. To address this issue, we explore a more nuanced implementation of this distinction by examining Berlin's attempts to connect types of philosophizing with concepts of wisdom and a sense of reality. We analyzed how wisdom, or the ultimate goal of philosophizing, relates to narratives in philosophical thought and the corresponding goals attributed to these narratives. By reformulating this distinction, we outline its structural similarities with Gilles Deleuze's analysis of enjoyment and self-affirmation in his text The Performance of Sacher-Masoch (Coldness and Cruelty). Deleuze's depictions of the sadist and masochist provide a fresh perspective on the long-standing debate regarding research strategies in philosophy. We suggest that opposing types of self-affirmation are linked to differing inclinations in relation to the ultimate goal of philosophical inquiry. In conclusion, we propose how evaluating the awareness of the connection between modes of self-affirmation and modes of thinking can help both hedgehogs and foxes liberate themselves from cognitive illusions that may be inherent in their respective approaches.
лисица и еж; Представление Захер-Мазоха; множество; границы нарратива; цели философии
hedgehogs and foxes; Coldness and Cruelty; multitude; limits of narrative; aims of philosophy