УДК 101.1

Макаров А.Б.
МЕТАМОРФОЗЫ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ В НАУКЕ // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– Екатеринбург, 2013.– Т. 13. Вып. 2.– С. 40-53.

В центре внимания статьи – формы и условия инкорпорации философских идей в науку. Отмечается роль метафоры в транспортации концептов из одной сферы знания в другую и рассматриваются пути инверсии понятий и представлений. Выявлены важнейшие условия «заимствования» «чужих» понятий. Во-первых, они могут быть введены только на собственных внутринаучных основаниях. Во-вторых, они переконструируются таким образом, чтобы новые идеальные объекты вписались в систему конструктов, а понятия непротиворечиво согласовывались с устоявшейся понятийной системой науки. В-третьих, они должны работать, успешно объяснять и предсказывать факты определенной экспериментальной области. Исследованы критерии, по которым принятие новых идей в науку можно считать относительно завершенным. Данный процесс проанализирован на примере метаморфозы древнегреческого натурфилософского атомизма в научный. Рассмотрены основные этапы на этом пути и характер исторической связи философского атомизма с научным.
The article focuses on the forms and conditions, which characterize incorporation of the philosophical ideas into science. The author describes the role of metaphor in transporting of concepts from one sphere of knowledge into another, and examines the ways of the inversion of concepts and ideas. The mostly important conditions of “borrowing” of “alien” concepts’ are revealed. First it is argued, , that they can be introduced only on their own intra-scientific ground. Second, they are redesigned in such a way that new ideal objects may enter the system of constructs, while the concepts may comply with an established conceptual system of science in a consistent way. Third, they have to operate – namely, they have to explain and predict facts of a certain experimental area. The article also examines the criteria according to which the adoption of new ideas into science could be estimated as relatively completed. This process is analyzed on the example of the transformation of ancient Greek atomism from the natural-philosophical concept into scientific one. The main stages of these changes, as well as the historical ties between philosophical and scientific atomism, are considered
Полный текст>>