УДК 342

Эмих В.В.
ОМБУДСМЕНЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– Екатеринбург, 2013.– Т. 13. Вып. 3.– С. 111-137.

В статье обобщен мировой опыт применения концепции омбудсмена к общественным отношениям с участием предпринимателей. Автор анализирует правовой статус бизнес-омбудсменов (на примере США, Австралии, России), налоговых омбудсменов (на примере Грузии, Канады, США, Пакистана) и омбудсменов в сфере закупок (на примере Канады) среди омбудсменов в публичном секторе, саморегулируемых отраслевых омбудсменов и организационных омбудсменов среди омбудсменов в частном секторе. Определены основные тенденции правового регу-лирования статуса указанных омбудсменов. Автором обозначены перспективы их развития. Первая – вариативность сферы их компетенции в зависимости от общественно-политических потребностей в конкретном государстве. Вторая – расширение применения концепции омбудсмена в частных правоотношениях с целью обеспечения альтернативного разрешения споров и поддержка государствами по-добных омбудсменов посредством их признания в качестве альтернативных способов разрешения споров. Третья – наделение омбудсменов в публичном секторе, содействующих защите прав предпринимателей, медиаторскими функциями и применение ими неформальных способов разрешения споров. Четвертая – поиск дополнительных гарантий обеспечения независимости омбудсменов, содействующих защите предпринимателей, включая вовлечение общественности в их деятельность.
The article summarizes world experience of applying the concept of ombudsman to social relations, which involve entrepreneurs. The author analyses legal status of business om-budsmen (using the example of USA, Australia, and Russia), taxpayers’ ombudsmen (using the example of Georgia, Canada, USA, and Pakistan) and procurement ombudsmen (using the example of Canada) among public sector ombudsmen and self-regulatory industry-based om-budsmen, and organizational ombudsmen among private sector ombudsmen. The main tendencies of legal regulation of these ombudsmen status are determined. The author defines the perspectives of their development. The first one is variability of their terms of competence depending on social and political needs of the state. The second one is expanding of exercising the ombudsman conception to private relations purposed on alternative dispute resolution, and supporting such ombudsmen by state through their approval as alternative dispute resolution schemes. The third one is setting up mediation functions to ombudsmen contributing to business rights protection, and using the informal procedures of dispute resolution in their activity. The forth one is the search for additional guarantees of ombudsmen independence, including involvement of publicity into their activity
Полный текст>>