УДК 34.01

Руденко В.Н.
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ (Россия и постсоветские страны) // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– Екатеринбург, 2013.– Т. 13. Вып. 4.– С. 57-73.

Придерживаясь либеральной трактовки верховенства права, автор конструирует возможные модели политических режимов в ситуациях совместимости и несовместимости верховенства права и демократии. Для характеристики возможных моделей политических режимов он использует методику, предложенную Чарльзом Тилли, но применяет не два основных индикатора (потенциал государства и потенциал демократии), а три – потенциал верховенства права, потенциал государства, потенциал демократии. На основе предложенного подхода им анализируются два типа демократического режима и четыре типа недемократического режима. Как показано в работе, введение дополнительного индикатора позволяет по-иному (по сравнению с методиками Freedom House и др.) оценить динамику изменения политических режимов в разных странах мира. Автор обращается к проблеме верховенства права и демократии применительно к России и независимым государствам, образовавшимся после распада СССР. Применив три указанных индикатора, он аргументирует тезис о необоснованности высказываемых в современной политологической литературе выводов о происходящем процессе дедемократизации политического режима в России в период после 1995 г. Им доказывается, что политический режим в стране как до 1995 г., так и до настоящего времени не был демократически ориентированным, оставался и остается режимом с низким потенциалом верховенства права. В период после распада СССР сменился лишь тип недемократического политического режима. Автор отмечает, что главным вектором развития для России и постсоветских государств должен стать демократический политический режим, фундированный на идее демократического верховенства права. Однако движение в этом направлении в России и ряде других стран (Азербайджан, Беларусь, государства Центральной Азии) сопряжено с издержками трактовки демократического верховенства права. К таким издержкам автор относит антизападничество и релятивистский подход к ценностям верховенства права и демократии; отождествление верховенства права (Rule of Law) с правлением на основе права (Rule by Law); инструменталистский подход к праву; пара-конституционные практики. Продвижение по пути к демократическим режимам он связывает с преодолением этих издержек и достижением состояния совместимости высоких потенциалов верховенства права, государства и демократии.
: the author develops possible models of political regimes in situations of compatibility/ incompatibility of rule of law and democracy, while maintaining liberal approach to the rule of law. Не applies the methodology proposed by Tilly Charles, however, he takes into account three indicators for description of possible models of political types (potential of rule of law, potential of state, and potential of democracy), instead of two indicators (potential of state and potential of democracy). Based on the proposed approach the author analyses two types of democratic and four types of undemocratic regimes. As shown in this paper, introduction of an additional indicator allows proper evaluation of the dynamic of political regimes’ change in various countries (compared with Freedom House, etc., methods). The author turns to problems of the rule of law and democracy in Russia and in the independent states that emerged after the disintegration of the USSR. The author, using these three above-mentioned indicators, argues that the conclusions made by today’s political science about the current process of de-democratization of political regime in Russia after 1995 are not compelling. He also argues that the political regime in Russia was not democratically oriented before, as well as after 1995. It remains the regime with inadequate potential of the rule of law. The only thing that changed after the disintegration of the Soviet Union is the type of non-democratic political regime. The author underlines that the main course for development of Russia and post-Soviet countries should be democratic political regimes based on the idea of democratic rule of law. However, the development of Russia and some other countries (Azerbaijan, Belarus and the countries of Central Asia) in this direction has faced with challenges in proper interpretation of democratic rule of law. Among these challenges the author mentions anti-Western sentiment and relativistic approach to human rights and democracy; identification of rule of law with rule by law; instrumentalist approach to law; para-constitutional practices. He ties the progress toward democratic regimes with overcoming these challenges and achieving the situation of compatibility of high potentials of rule of law, state, and democracy.
Полный текст>>