УДК 323

Давыдов Д.А.
ИДЕОЛОГИЯ УМЕРЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ: ПУБЛИЧНЫЙ КАПИТАЛ КАК КОНЦЕПТ // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– Екатеринбург, 2013.– Т. 13. Вып. 4.– С. 119-132.

Автор обращается к критической рефлексии капиталистического общества. Современность – это время глобальных рисков и катастроф, одну из причин которых стоит искать в психологии консьюмеризма. По мнению автора, на вызовы со-временности можно реагировать двумя способами: либо стремиться преодолеть капитализм как таковой, либо апеллировать к уже существующей модели мышления, в которой единственным приемлемым аргументом выступает индивидуализированная полезность. Здесь примечательна теория социального капитала, рассматривающая социум в модусе выгод, извлекаемых индивидами из социальных отношений. Термин «социальный капитал», на взгляд автора, может являться концептом, обрамляющим вектор практического действия, способного заключаться в попытке преодолеть нарастающую атомизацию общества. Тем не менее автор на-ходит ряд уязвимостей теории социального капитала перед критикой психологии консьюмеризма, что побуждает пересмотреть и дополнить данную теорию новым концептом публичного капитала. Если понятие социального капитала зачастую подразумевает совокупность локальных (персональных) выгод, извлекаемых индивидами из социальных интеракций, то сущность публичного капитала – в критическом переосмыслении этих «локальных выгод», зачастую являющихся источником глобальных рисков.

The author refers to the critical reflection of capitalist society. Modernity is the time of global risks and disasters, the cause of which can be found in the model of rational subject. According to the author, there are two ways of overcoming it: to destroy capitalism as such, or (over against) to operate existing subjectivity model, in which individual utility becomes the only acceptable argument. Social capital theory is notable here trough considering society in the mode of benefits derived by individuals from social relations. “Social capital” term, to our opinion, can be the concept framing possible vector of practical action – an attempt to overcome the increasing atomization of society. However, the author finds a number of conceptual vulnerabilities of social capital theory which are connected to the radical anti-capitalist theory criticism. This encourages us to revise and expand social capital theory by a new concept – «public capital». Social capital often implies local (personal) benefits derived from social interactions, but the nature of public capital is in critical rethinking of these "local benefits", which are often becomes a source of global risks.
Полный текст>>