УДК 343.01

Корсаков К.В.
Религиозный подход к преступлению и наказанию: от принципа талиона и кровной мести к доктрине покаяния // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2015.– Т. 15. Вып. 3.– С. 147-159.

Статья посвящена одной из криминологических доктрин – религиозному подходу к криминальному феномену и уголовному наказанию, появившемуся в результате массового распространения христианского монотеистического вероучения и принятия религией универсальной формы социального контроля. Автор показывает, что религиозный подход к преступлению и уголовному наказанию, пришедший на смену устоявшимся в пенитенциарной практике правилу талиона и возмездной логике кровомщения, преследует цель внутреннего, духовного перерождения преступника. Потому он предполагает выяснение и постижение мотивации и причин преступного поведения, целеполагания, вины, психических процессов правонарушителя, которые правоприменители не учитывали прежде. Появление этой концепции стало важной вехой в истории практики применения уголовного наказания и криминологической мысли. Оно ознаменовало переход к оценке объективных признаков преступного деяния во взаимосвязи с его субъективными признаками: виной, умыслом, мотивами и целями. Автор подчеркивает, что доктрина покаяния обладает достаточно объемным арсеналом средств и способов воздействия на человека, совершившего преступление. Основным из них является искреннее признание собственной греховности, недопустимости преступного поведения и желание деятельно искупить свою вину. В статье описана такая характерная черта теологического криминологического подхода как вера в одержимость силами зла. В практике применения уголовной ответственности она проявлялась в отсутствии различий между фактом совершения преступного деяния и наличием преступных помыслов. Автор указывает, что ввиду секуляризации общественно-правовой жизни концепцию покаяния постепенно вытеснила классическая криминологическая теория и позитивистская традиция.

Abstract: The article is devoted to the criminological doctrine, namely, religious approach to the phenomenon of crime and criminal punishment, which resulted from the massive spread of the Christian monotheistic doctrine and transforming religion into universal form of social control. The author shows that religious approach towards crime and criminal punishment, which replaced the rule of the talion and compensatory logic of blood feud established in penal practice, is aimed on the inward spiritual rebirth of the offender. Therefore, it involves clarification and comprehension of the motivations and causes of criminal behavior, as well as goal setting, guilt and mental processes of the offender, which previously were not taken into account by the enforces. The emergence of this concept was an important milestone in the history of the practice of the enforcement of criminal punishment, as well as in the criminological theory. It marked the transition to the assessment of objective characteristics of the criminal act in the interrelation with its subjective characteristics: fault, intent, motives, and goals. The author highlights that the doctrine of repentance has rather wide range of means and methods of the influence over the person who has committed crime. The main ones are the sincere recognition of his/her sinfulness, the inadmissibility of criminal behavior, and the desire to expiate the guilt actively. The article describes characteristic feature of such theological criminological approach as the demonic possession. In the enforcement practice, it appears in the elimination of distinction between criminal act and the intention to commit criminal act. The author shows that the concept of repentance was gradually replaced by classical criminological theory and positivistic tradition due to the secularization of public life.
Полный текст>>