УДК 343.9:1(091):51-77

Лобовиков В.О.
Криминология, история философии и дискретная математическая модель формальной аксиологии преступной деятельности («По понятиям» ли мыслили и жили выдающиеся философы?) // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2015.– Т. 15. Вып. 4.– С. 5-24.

История философии рассмотрена c точки зрения эмпирической криминологии и философии преступности. При этом биографии выдающихся философов выглядят неожиданно. Согласно криминологическому анализу истории философии, многие уважаемые философы находились под подозрением, под следствием, и имели судимости. Многих из них арестовывали, лишали свободы, они сидели в тюрьме, были отправлены в ссылку. Некоторые великие философы были приговорены к смертной казни. Некоторые совершали побеги из тюрьмы, эмигрировали. Чтобы избежать наказания многие философы действовали скрытно, для публикации своих трудов использовали псевдонимы и дезинформацию об издателе и месте издания. Тем не менее личности некоторых устанавливали. Их разыскивали полиция и спецслужбы церкви. Впервые в научной литературе такие факты собраны, сконцентрированы и связаны с абстрактно-теоретическим обсуждением метафизики преступности в самом общем виде.
Предложен и детально разработан такой философский подход к преступности, согласно которому правовая норма (закон) представляет собой аспект стабильности общества, а преступность – аспект его изменчивости. Будущие условия существования не являются абсолютно определенными. Чтобы выжить в долговременной перспективе, общество должно на каждом этапе развития иметь в себе особую ограниченную подсистему потенциальных преступников. Такая подсистема необходима для адекватного приспособления к будущим неопределенным условиям. Если в некотором обществе способность совершить преступление абсолютно исключена, то при некотором непредвиденном изменении условий существования такое общество погибнет по причине неприспособленности к новой ситуации. Однако в дополнение к подсистеме, представляющей собой изменение (развитие путем адаптации к новым условиям жизни), общество должно иметь также подсистему, представляющую собой неизменность (стабильность), самосохранение. Упомянутые подсистемы являются взаимно ограничивающими и дополняющими противоположностями, вместе образующими реальное развивающееся общество.
Научная новизна: впервые в мировой литературе по теоретической криминологии предложена дискретная математическая модель формально-аксиологического аспекта преступной деятельности. В этой модели «преступление», «эмпирическое познание» и некоторые другие феномены рассмотрены как ценностные функции от двух ценностных переменных в алгебре формальной аксиологии.

Abstract: in the article, history of philosophy is considered from the viewpoint of empirical criminology and philosophy of crime. Thus, biographies of outstanding philosophers look surprisingly. According to criminological analysis of the history of philosophy, many respectable philosophers were under suspicion, investigation, and trial; they were arrested, deprived of freedom, imprisoned, sent to exile. Some great philosophers were sentenced to the capital punishment. Some escaped from the jail and emigrated. In order to avoid this, many philosophers acted secretly; for publishing, they used pseudonyms and des-information about publisher and publication place. Nevertheless, some were detected and “wanted” by police and church secret services. For the first time in scientific literature, such facts are gathered together, condensed and connected with abstract-theoretical discussion of metaphysics of crime in general.
Philosophical attitude to crime is elaborated, according to which legal norm (law) represents stability aspect of society; and crime – the mutability one. Future life-conditions are not definite. In order to survive in a long run, the society has to have a limited sub-system of potential criminals at every stage of its development. Such sub-system is necessary for adequate adaptation to indefinite future conditions. However, in the supplement to sub-system, which represents change (i.e., development by adaptation to new life-conditions), society must has a sub-system, which represents non-change (stability), and self-conservation. The abovementioned sub-systems are mutually restrictive; they complement oppositions, which make up the real society undergoing development.
Scientific novelty of the article: for the first time in the worldwide theoretical criminology, a discrete-mathematical-model of formal-axiological aspect of crime is submitted. According to this model, “crime”, “empirical-knowledge” and other phenomena are considered as evaluation-functions determined by two evaluation-variables in formal-axiology algebra.
Полный текст>>