УДК 340.12

Бряник Н.В.
Динамика правопонимания в античности: от философии права Древней Греции к юриспруденции Древнего Рима // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2018.– Т. 18. Вып. 1.– С. 7-23.

На рубеже ХХ–ХХI вв. (как и столетием раньше) в России возрождается литература по философии права, которая нацелена на осмысление радикальных изменений в правовой сфере и преодоление кризиса правосознания. В статье обосновывается тезис о том, что в переломные моменты и в области правоведения, и в правовой практике отечественные и зарубежные исследователи обращаются к римскому праву как вершине античного правопонимания, как основанию правового развития современных государств. Эмпирическим материалом для философского осмысления античного права стали исследования Э. Аннерса, Ж.-П. Вернана, Г.В.Ф. Гегеля, И.А. Покровского, О. Шпенглера, Г. Шершеневича. Авторская позиция заключается в обосновании того, что античность последовательно от греческого к римскому периоду создала все возможные формы философии права, которые возникали либо из философии, либо из юриспруденции. Приведены аргументы в пользу признания естественно-правовой направленности как общего вектора философии права греческого периода. Философский контекст древнегреческого понимания права определяется космическим законом (nomos), который сопрягается с нравственно-этической характеристикой – справедливостью, когда все граждане воспринимаются как равные (isoi). Четкого разделения на сторонников философии позитивного права и философии естественного права в греческий период античности не произошло. Проведен анализ отличительных черт римской юриспруденции, к которым относятся технологичность, прикладной характер и конкретность. Отличительные черты римской юриспруденции обобщены таким понятием, как позитивность права. Выявлены причины и следствия трансформации национального гражданского права (jus civile) в эпоху империи в право народов (jus gentium). Дополнив национальное гражданское право правом народов, римская юриспруденция создала особую форму философии права – это философия позитивного права, вырастающая не из философии, а из юриспруденции.

Abstract: The research literature on the philosophy of law revived in Russia at the turn of XX–XXI centuries (as well as a century earlier) is aimed at the understanding of radical changes in legal sphere and overcoming crisis of perception of justice. The article substantiates the thesis that in critical moments both in area of jurisprudence and legal practice domestic and foreign researchers assert that it is necessary to appeal to Roman law as the pick point of the ancient legal understanding, which is regarded as the basis for legal development in modern Russia. The research papers of E. Anners, J.-P. Vernan, G.V.F. Hegel, I.A. Pokrovsky, O. Shpengler, and G. Shershenevich serves as empirical material for philosophical interpretation of Ancient law. The author's standpoint is to justify the fact that antiquity (sequentially, from Greek to Roman period) has created all possible forms of philosophy of law with its varieties that arose either from philosophy or from jurisprudence. The article argues the recognition of natural-legal orientation as general vector of philosophy of law in Greek period. Philosophical context of Greek understanding of law is determined by cosmic law/nomos, which is associated with the moral-ethical characteristic – justice – when all citizens are perceived as “equal” (isoi) ones. Clear division between supporters of philosophy of positive law and philosophy of natural law did not take place in Greek period of antiquity. The article analyzes distinctive features of Roman jurisprudence, which include technologicalness, applied character, and specification. The distinctive features of Roman jurisprudence are summarized by such notion as positivity of law. The causes and consequences of transformation of national civil law (jus civile) in the epoch of Empire into the right of nations (jus gentium) are revealed. Complementing the national civil law with the right of nations, Roman jurisprudence creates a particular form of philosophy of law – the philosophy of positive law, which arises not from philosophy, but from law.
Полный текст>>