Создание российской историографической модели политико-правовых знаний и ее применение для разработки перспективных средств противодействия идеологическим искажениям цивилизационного развития России
Рассмотрена остающаяся малоизвестной в российской политической науке концепция пропаганды американского политолога Гарольда Лассуэлла – единственного представителя академической сферы в первой волне исследователей пропаганды; выявлены два ключевых этапа проделанной им работы – концептуальные и количественные исследования; показано, что разработанная им концепция пропаганды основана на противопоставлении фигуре врага и чувстве ненависти; продемонстрированы ключевые моменты управления ненавистью – от опознания врага и приписывания ему целого спектра негативных свойств до персонализации ненависти и ее перевода на другие объекты с целью дестабилизации противника; выделен ряд достоинств работы Лассуэлла «Техника пропаганды в мировую войну» (1927) – систематизированное изучение военной пропаганды, большое количество показательных примеров, внедрение в изучение пропаганды психологического подхода и помещение ее в организационный, политический и аппаратный контекст. Показано, что концепция Лассуэлла актуальна для текущих политических процессов в России, когда необходимо делать оценки о формировании сплоченности общества не на субъективных впечатлениях, а на научной основе (Белоусов А.Б.);
Рассмотрено нормативное регулирование отношения к прошлому в современном российском обществе, в том числе существующие практики отождествления виртуального пространства с «реальностью» - отмечено, что любые совершенные в нем высказывания могут иметь юридическое значение; таким образом размывается грань между публичным высказыванием и другими формами виртуальных практик — прежде всего, игровых. Показаны следующие тенденции нормативного регулирования политики памяти в Сети, имевшие место в России в 2014–2021 гг.: 1) превращение виртуального пространства в ключевой источник получения информации и формирования мировоззренческой и политической позиции для значительной части населения; 2) трансформация категории «публичность» в юридическом дискурсе по отношению к действиям, совершенным в виртуальном пространстве; 3) проникновение в сферу правоприменительной практики расширительной трактовки положений статьи 354.1.
Рассмотрено противоречие между образовательными идеологиями и способами, при помощи которых распространяются и реализуются идеи теоретиков в реальных учебных практиках, предложено обратиться для его разрешения к идеям Э. Дюркгейма, по мнению которого, для успешности воспитания гражданина, нужно обратить внимание на: 1) трансляцию коллективных представлений через информацию о прошлом и опыте предыдущих поколений; 2) формирование уважения к законной власти и её моральному авторитету; 3) воспитание школьников в поле общих ценностей. Отмечено, что особое внимание Дюркгейм уделял роли государства, которое должно стоять над конфликтами и учитывать социальную морфологию. Для воспитания гражданина в России предложено строить соответствующие программы с учетом коллективных представлений населения, задействовать общие чувства и идеи, способствовать соотнесению отдельного ученика с группой идентичности; государство должно заботиться не о реализации идеала какой-либо группы, а о разработке реальных практик, которые соответствуют коллективным эмоциям и представлениям, существующим в обществе; конфликта между педагогическими идеологиями и практиками их реализации не будет, если и те, и другие будут опираться на коллективные представления (Головашина О.В.);
Обоснованы перспективы и ограничения формирования гражданской (национальной) идентичности российского общества с учетом видового разнообразия и ценностной неоднородности локальных сообществ, представлена структура территориальной идентичности, ее место в системе социальной идентичности, сформулированы критерии выделения социальных сообществ; особое внимание уделено содержанию муниципальной идентичности, в территориальном формате которой наблюдаются наибольшее видовое разнообразие и ценностная неоднородность - прослежена ее связь с другими видами социальной идентичности, выявлены критерии и определены перспективы ее трансформации в условиях проводимой в России реформы местного самоуправления; предложены меры по преодолению поместной раздробленности и достижению гражданского согласия (Рой О.М.).