Руководитель: доктор экономических наук, профессор
Ковалева Галина Алексеевна

Телефон:
E-mail:

Начиная с момента своего создания в 1997 г. Центр проблем федерализма вел исследования в рамках темы «Экономические проблемы федерализма» по следующим основным направлениям:
– повышение эффективности государственно-законодательного и общественного регулирования и управления ключевыми экономико-социальными процессами;
– финансово-бюджетная политика субъекта Федерации;
– исследование проблем федерализма: междисциплинарный подход.

По итогам проведенной работы по первому направлению исследований предложен комплексный подход к решению актуальных проблем государственного управления, в том числе вопросов федеративного устройства Российского государства, взаимодействия между тремя уровнями власти (федеральный Центр, субъекты Федерации, местное самоуправление), совершенствования экономических механизмов федеративных отношений и системы государственного управления экономикой.

В рамках исследования проблем государственного регулирования хозяйственного комплекса региона проведен анализ нормативно-правовой базы формирования и осуществления закупок для государственных нужд. Разработана система классификации финансовых и товарных потоков интегрированной экономической структуры на основе порождающих их двусторонних трансакций. Предложена методика анализа эффективности управления интегрированной экономической структурой, которая позволяет количественно оценить эффективность управления ресурсами, выявить незадействованные возможности по погашению встречных финансовых и товарных потоков. Модифицирована экономико-математическая модель, используемая для решения задач планирования распределения ресурсов между структурными подразделениями интегрированной экономической структуры. Осуществлена адаптация модели для решения задач совершенствования финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики субъектов Федерации и ее апробация.

Исследованы методологические аспекты создания комплексной компьютеризованной системы повышения эффективности регулирования и управления ключевыми экономико-социальными процессами в условиях переходной экономики. Разработана концепция создания и развития системы электронной торговли в субъекте Федерации.

В ходе изучения принципиальных вопросов развития экономико-социальных процессов за счет внедрения современных информационных технологий в практику управленческой деятельности создан классификатор типовых схем перевода ресурсов в теневой оборот; разработана система классификации региональных финансовых и товарных потоков на основе порождающих их двусторонних трансакций; проведена оценка существующих методик определения оборотов неформальной экономики. Предложены методические подходы к оценке объемов и структуры теневого оборота субъекта Российской Федерации. Модифицирована существующая и разработаны новые экономико-математические модели для оптимизации погашения множественных неплатежей с учетом изменений в экономической ситуации и нормативной базе. Осуществлена разработка алгоритма, выявляющего структуру альтернативных экономико-технологи-ческих матриц по кредиторским и дебиторским задолженностям, соотнесенным к исходной эмпирической матрице взаимных задолженностей. Разработана версия программного обеспечения для погашения взаимных задолженностей.

При разработке научного направления «финансово-бюджетная политика субъекта Федерации» исследовались алгоритмические основы моделирования действий органов государственной власти по регулированию финансового рынка и бюджетного процесса. Были изучены задачи финансовой и страховой математики, мотивированные реальными проблемами финансового менеджмента и управления бюджетным процессом. Для задачи управления со специальными ограничениями, отвечающей проблеме динамической реструктуризации инвестиционного портфеля, уточнены условия разрешимости, интерпретируемые как индекс устойчивости сегмента финансового рынка, проведена серия вычислительных экспериментов с использованием реальных данных. По математическим проблемам страхования выбран соответствующий класс задач: страхование техногенных рисков, основанное на эколого-экономических моделях, и задачи перестрахования (теоретико-игровой подход).

Разработана теоретико-методологическая модель системы государственных минимальных социальных стандартов. Внедрение предлагаемой методики позволяет оптимизировать потоки распределения бюджетных ресурсов, что в условиях их недостаточности будет способствовать более эффективному использованию и увеличению социально-экономического эффекта.

Проведен цикл исследований, относящихся к изучению индикаторов финансового рынка – финансовым индексам, характеризующим его состояние и тенденции. Проанализированы традиционные, широко используемые финансовые индексы. Исследовался и новый, введенный ранее финансовый индекс, характеризующий устойчивость рынка или его отдельных сегментов. Этот индекс имеет несколько иную природу по сравнению с известными рыночными характеристиками, используемыми в мировой и отечественной практике. Рассмотрение данного индекса явилось следствием исследования задачи рационального поведения инвестора на фондовом рынке. Проведенные вычислительные эксперименты на реальных данных показали достаточную информативность индекса, а его специфическая природа, отражающая не вполне традиционные параметры рынка, позволяет надеяться на эффективность предложенного инструмента.

Проведены исследования, относящиеся к разработке теории и методов гарантированного управления и оценивания, ориентированные на решение прикладных задач, связанных с эффективным управлением инвестициями в сложных экономических условиях.

При проведении междисциплинарных исследований проблем федерализмаi рассмотрены проблемы и перспективы экономического роста в Российской Федерации. С 2002 г. сотрудниками Центра проблем федерализма разрабатывались предложения по реализации Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. Схема обсуждена на заседаниях Президиума Уральского отделения Российской академии наук, Совета по изучению производительных сил (СОПС). Проблемы и перспективы экономического роста в Российской Федерации рассмотрены на VIII Российском экономическом форуме, проведенном 16–17 мая 2003 г. в г. Екатеринбурге.

Разработана формализованная модель и программное обеспечение процесса формирования и принятия решений по управлению распределением бюджетных средств в условиях ограниченного объема поступлений и существенной разнице приоритетов расходов. Проблема формализована в терминах многокритериальной задачи, сводящейся к выбору рациональных решений из частично упорядоченного множества альтернатив. Улучшен алгоритм решения и внесены изменения в соответствующее программное обеспечение. Получен акт внедрения разработки.

Рассматривались вопросы доходности валютных арбитражных финансовых операций. Разработано понятие равновесных курсов обмена валют. Проводился сравнительный анализ доходности средневзвешенных курсов обмена валют, предоставляемых информационной системой Рейтер и курсов обмена валют внутри стран СНГ, устанавливаемых национальными банками. Показано, что доходность среди стран СНГ превышает в разы доходность в рамках международного обмена, что говорит об отсутствии финансового равновесия внутри СНГ. Разработана новая модель, описывающая рациональное поведение инвесторов на рынке природного газа. Модель развивает предложенный ранее теоретико-игровой подход и применима к ситуациям, когда механизмы ценообразования не являются чисто рыночными. Ранее была предложена и развита динамическая модель, основанная на использовании чисто рыночного механизма ценообразования и сформулированная в терминах математической теории управления и теории игр. Апробация модели на данных развивающегося рынка природного газа Турции и Китая показала необходимость доработки моделей изучаемых экономических объектов.

Были проанализированы организационные преобразования промышленных предприятий в условиях модернизации экономики, внедрение системы контроллинга на промышленных предприятиях, управление трансакционными издержками на промышленных предприятиях, методы и модели контроллинга.

Большое внимание уделялось разработке методологии и проблем моделирования процесса принятия управленческих и политических решений на региональном уровне. Средствами политологического анализа выявлялись сущность и взаимосвязи категорий и понятий, лежащих в основе концепции политического решения, обеспечивающей моделирование интерпретации текущей ситуации политического взаимодействия лицом, принимающим решения. Проведен анализ проблемы создания адаптивных систем поддержки принятия политических и экономических решений. Было доказано, что существенная черта организационных систем состоит в повышенном влиянии мотивации лиц, принимающих решения, на функционирование всей системы. Персонификация верхних уровней управления в организационной системе требует учитывать представления, выработанные в социологии, политологии и когнитивной психологии. Отсюда сделан вывод о возможности постановки задачи построения абстрактно формализованных моделей управления функционированием социально-экономических систем. Для этого были рассмотрены существенные аспекты процесса принятия решений человеком как субъектом управления, на основе алгоритмического описания действий лиц, принимающих решения, в сложной управленческой ситуации.