Давыдов Д.А. Трансгуманистическая «смерть» марксизма? // Вопросы философии. 2020. № 3. С. 54-64. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-3-54-64. список ВАК
В настоящей статье критикуется ряд концепций, согласно которым прогресс науки и техники (как развитие производительных сил) делает коммунизм желательным и достижимым. Показано, что идея коммунизма плохо соотносится с реалиями современного общества, движущегося в своем развитии к постчеловечеству. При этом обосновывается невозможность синтеза марксизма и философии трансгуманизма. Раскрывается противоречивость попыток подобного синтеза. У марксизма и трансгуманизма много общего, однако последний со схожих с ним теоретических позиций приходит к выводу о том, что «девальвация» творческих сил человека неизбежна. В статье доказывается, что трансгуманизм ведет человечество к состоянию, когда по разным причинам творческая самореализация является привилегией немногих, а труд, как правило, не имеет смысла (а потому предполагаемый коммунизм оказывается обществом «лишних людей»). Высказано предположение о том, что будущее общество поставит перед каждым трудноразрешимую проблему определения смысла жизни. При этом пока неясно, будут ли сверхпроизводительные транслюди (киборги, генетически модифицированные люди, сознания, перенесенные на материальные носители, и т. п.) в решении данной проблемы успешными. Это внушает надежду на то, что несовершенство человека окажется его весомым преимуществом.
In this article a number of concepts according to which the progress of science and technology (as the development of productive forces) makes communist society desirable and achievable are criticized. It is shown that the idea of communism badly correlates with realities of modern society moving in its development towards posthumanity. This justifies the impossibility of synthesizing Marxism and the philosophy of transhumanism. The contradictory nature of the attempts at such synthesis is revealed. Despite the fact that Marxism and transhumanism have much in common, it is revealed that transhumanism comes to a conclusion from similar theoretical positions that “man is obsolete” and his “death” (“devaluation”) is inevitable. The article proves that transhumanism leads humanity to a state in which, for various reasons, creative self-realization is extremely difficult, and labor, basically, does not make a sense for people (and therefore the alleged communism turns out to be a society of “surplus humans”). It is suggested that the future society will put before each person the intractable problem of determining the meaning of life. At the same time, it is not clear yet, whether superproductive posthumans (cyborgs, genetically modified people etc.) will succeed in solving this problem. This inspires hope that the imperfection of man will prove to be a weighty advantage.
гуманизм, коммунизм, Маркс, марксизм, праксис, трансгуманизм, смысл жизни
humanism, communism, Marx, Marxism, praxis, transhumanism, meaning of life