Непредсказанный посткапитализм: отчуждение и конкурентная борьба в сфере «производства личности»
УДК 321, 304.9
Давыдов Д.А. Непредсказанный посткапитализм: отчуждение и конкурентная борьба в сфере «производства личности» // Социум и власть. 2020. № 6 (86). С. 88-99. DOI: 10.22394/1996-0522-2020-6-88-99. список ВАК
В статье развивается мысль о становлении посткапиталистических общественных отношений как социальной революции личности, которая заключается в том, что популярность становится ключевым благом, «обладание» которым является желанной целью и значимым ресурсом политического влияния. При этом показано, что этот процесс приводит к формированию новой господствующей страты - персоналиата («людей, обладающих личностью»): знаменитостей, популярных блогеров, социально-медийных инфлюенсеров, микро- и наноселебрити. Обосновывается, что господство персоналиата является следствием складывающихся противоречивых общественных отношений между новой аристократией в лице представителей персоналиата и многими людьми, не «обладающими » популярной личностью - имперсоналиатом («лишние люди», «низовой» прекариат, те, кто оказывается аутсайдером в мире социальных платформ). Данное противоречие связано с укоренением культуры селебрити, побуждающей массы людей бороться за популярность и ориентироваться на поиск выгодных отличий от других в процессе самореализации. Однако эта борьба в итоге для подавляющего большинства оборачивается ростом творческой конкуренции и отчуждением. Раскрываются различные новые формы отчуждения, появляющиеся в ситуации повсеместной самореализации. Соответственно, приводятся аргументы в пользу того, что в условиях «революции личности» по-настоящему левой будет скорее такая альтернатива, которая поставит под вопрос рецепты решений общественных проблем, формулируемые популярными личностями. Иными словами, тотальной погоне за популярностью можно будет противопоставить проекты общества, в которых личность полагается не как некто возвышающийся над остальными, а как вовлеченный человек, ценящий жизнь в гармонии с остальными выше, чем собственное «Я».
The article develops the idea of forming postcapitalist social relations as a social revolution of an individual, which consists in the fact that popularity becomes a key advantage, the “possession” of which is a desired goal and a significant resource of political influence. At the same time, it is shown that this process leads to forming a new dominant stratum - personalities (“people with personality”): celebrities, popular bloggers, social media influencers, micro- and nanosignature. It is substantiated that the personaliat domination is a consequence of contradictory social relations between the new aristocracy represented by the representatives of the personaliat and many people who do not “possess” a popular personality -the impersonaliat (“extra people”, “lower” precariat, those who turn out to be outsiders in the world of social platforms). This contradiction is associated with the rooting of a celebrity’s culture, which encourages a lot of people to fight for popularity and focus on finding advantageous differences from others in the process of self-realization. However, this struggle in the end for the overwhelming majority turns into an increase in creative competition and subtraction. Various new forms of subtraction that appear in situations of widespread self-realization are revealed. Accordingly, arguments are given in favor of the fact that in the context of the “personality revolution”, the truly left will be rather an alternative that will call into question the ways of solving social problems formulated by popular personalities. In other words, it will be possible to oppose the total pursuit of popularity with the projects of society, in which the person is relied not as someone who rises above the others, but as an involved person who values life in harmony with others higher than his own “I”.