УДК 17
Давыдов Д.А.
Парадигмы изменения природы человека: от «имманентного» индивидуализма к персонализму // Человек. 2020. Т. 31. № 1. С. 6-22. DOI: 10.31857/S023620070008740-1.
список ВАК
В статье оцениваются перспективы гуманизма в контексте активного развития технологий изменения природы человека. Гуманизм утверждает высшую ценность человека, приписывает ему исключительную способность к рациональным суждениям и ответственным действиям, свободный характер выбора (свобода воли). При этом из гуманизма вытекает трансгуманизм: последовательная приверженность гуманистическим принципам приводит к выводу о свободе каждого изменять свое тело в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Подобные инициативы способны рано или поздно вылиться в разрушение «жизненного мира», обернуться созданием потенциально опасных существ, с которыми невозможен диалог и искренняя эмоциональная связь. Показано, что этической основой как гуманизма, так и трансгуманизма является «имманентный» индивидуализм - стремление к посюстороннему процветанию человека, преследующего определяемые им самим цели. Соответственно, преодоление (или движение в сторону-от) гуманизма/трансгуманизма возможно как по «восходящему» (от имманентного как такового к трансцендентному), так и по «нисходящему» (от антропоцентризма к постгуманистическому «деконструктивизму») пути. Однако в контексте дискуссий об изменении природы человека актуальной также становится третий, персоналистский путь. Персонализм в этом контексте можно понимать как установку на преодоление абсурдности «имманентного порядка» не столько посредством обращения к трансцендентному, сколько стремлением к целостности интерсубъективного пространства культуры. гуманизм, трансгуманизм, постгуманизм, персонализм, капитализм, посткапитализм
The prospects of humanism are assessed in the context of the active development of technologies for changing human nature. Humanism affirms the highest value of a human, ascribes to him/her exceptional ability for rational judgments and responsible actions, the free nature of choice (free will). At the same time, transhumanism follows from humanism: a consistent commitment to humanistic principles leads to the conclusion that everyone is free to change one’s body following one’s individual preferences. Such initiatives can sooner or later result in the destruction of the Lifeworld, turn into the creation of potentially dangerous creatures with whom dialogue and a sincere emotional connection are impossible. It is shown that the “immanent” individualism is the ethical basis of humanism and transhumanism - the desire for earthly prosperity of a person who pursues goals defined by himself. Accordingly, overcoming (or moving away from) humanism/transhumanism is possible both along the “upward” path (from the immanent as such to the transcendental) and along the “downward” path (from anthropocentrism to posthumanistic “deconstructivism”). However, in the context of discussions about changes in human nature, the third, personalistic, alternative also becomes relevant. Thus alternative consists in trying to shift the emphasis from a human as a biosocial being to a person as a sociobiological being. Personalism can be understood as an attitude to overcome the absurdity of the “immanent order”, but not so much by resorting to the transcendent, as in trying to reach the integrity of the intersubjective space of culture.
humanism, transhumanism, posthumanism, personalism, capitalism, postcapitalism
Полный текст>>