Важнейшие результаты фундаментальных и прикладных исследований.
К важнейшим результатам фундаментальных исследований, полученных отделом права в 2007 году, относятся следующие. Сформулированы основные положения современной концепции гражданского права (С.С. Алексеев). Прежде всего – это восстановление частного права, его ценностей и идеалов, выработанных человечеством в течение тысячелетий. Показано, что гражданское (частное) право призвано сохранить те «чистые» начала права, которые напрямую воплощают силу и величие Разума и касаются обеспечения достойного социального статуса человека, утверждения, реализации и защиты высокого достоинства каждого человека, его неотъемлемых прав, полного раскрытия потенциала собственности как вещного права. И это представляется крайне необходимым в условиях общества Нового времени, когда многие сегменты и институты общества стремятся сбросить «юридические отягощения», втягиваются в общий поток упрощенных процессов «обнаженного бытия», видоизменяющих мир, соответственно деформируясь и теряя при этом многие изначальные основополагающие правовые ценности и идеалы.
В результате исследования абсолютных вещных отношений как предмета гражданско-правового договорного регулирования обоснована принципиальная возможность гражданско-правового регулирования абсолютных вещных отношений (М.Ф. Казанцев). Означенная возможность базируется, прежде всего, на следующей цепи умозаключений. Гражданско-правовой договор может определять содержание абсолютных вещных прав (составляющих их правомочий). Определяя содержание абсолютных вещных прав, договор определяет и содержание соответствующих этим правам обязанностей, а, следовательно, и содержание абсолютного вещного правоотношения в целом. Определяя содержание абсолютного вещного правоотношения, гражданско-правовой договор регулирует это правоотношение, так как именно в определении содержания правоотношения выражается, прежде всего, регулирующее воздействие правого акта как правового регулятора на общественные отношения как предмет правового регулирования.
В итоге аргументируется вывод о том, что абсолютные вещные правоотношения, в том числе абсолютные правоотношения собственности, могут быть предметом гражданско-правового договорного регулирования, причем в той мере, в какой гражданско-правовой договор может определять содержание абсолютного вещного права (в том числе состав и содержание входящих в него правомочий), однако сфера гражданско-правового договорного регулирования абсолютных вещных правоотношений ограничена (невелика) в сравнении с законодательным регулированием абсолютных вещных правоотношений и договорным регулированием обязательственных правоотношений.
Проведен правовой анализ международных актов, посвященных регламентации отношений договорного представительства и разрешение задачи о возможной унификации этих отношений. До настоящего времени было предпринято несколько попыток унификации договорного представительства на международном уровне. Тем не менее, эти попытки не привели к выработке единой модели регулирования. Основными препятствиями к тому послужили различия в англо-саксонской и континентальной системах права, которые берут свое начало в структуре самих концепциях английского агентирования и гражданско-правового представительства.
Отправным моментом сравнительного анализа данной проблемы является обращение к существенным признакам этих двух концепций, являющихся ключевыми моментами для определения различий. Такими существенными признаками являются правовые конструкции действие «в чужом интересе» и действие «от чужого имени», которые лежат соответственно в основе понятий английского агентирования и континентального представительства. Разрешение этой задачи позволяет ответить на вопрос о сходности и отличии российского гражданско-правового агентского договора и английского агентирования, определить возможную уникальность этой новой для нас модели по сравнению с уже имеющимися моделями договорного представительства и возможное удобство для вовлечения российских участников гражданского оборота в предпринимательскую активность при формировании отношений с иностранными гражданами.
В отделе права продолжено исследование проблем правового регулирования гражданского участия. Рассмотрены вопросы организации и деятельности консультативных общественных советов. В ходе работы над проблемой были выявлены и проанализированы две большие группы таких советов: 1) консультативные общественные советы, формируемые органами власти; 2) консультативные общественные советы, формируемые гражданами и общественными организациями. Показаны преимущества и недостатки тех и других советов. Сформулированы рекомендации по совершенствованию деятельности Общественной палаты Российской Федерации, консультативных общественных советов, создаваемых при органах государственной власти и местного самоуправления.
Исследованы методы кластерной рендомизации, применяющиеся при формировании составов судов присяжных, составов консультативных общественных советов, распределении дел в судах.
Детально проанализирован институт публичных слушаний в муниципальных образованиях. Рассмотрены сущность и правовое содержание данного института, его цели и основные задачи. Рассмотрены проблемные вопросы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний в муниципальных образованиях, учетом результатов публичных слушаний. Предложено модельное Положение о публичных слушаниях в муниципальных образованиях.
Осуществлен переход от ранее исследованного множества унарных морально-правовых операций двузначной алгебры естественного права к множеству бинарных морально-правовых операций упомянутой алгебры. При этом установлено, что морально-правовые ценностные функции от одной переменной получаются из соответствующих морально-правовых ценностных функций от двух переменных при вполне определенных конкретных условиях, а именно, в случае подстановки некоторой вполне определенной морально-правовой константы вместо какой-то одной (волне определенной) из двух морально-правовых переменных.