4-5 апреля 2024 г. в Ростове-на-Дону состоялась всероссийская научная конференция с международным участием «Становление и развитие политической науки в Южном федеральном университете и на Юге России (1984-2024 rr.)». Основным организатором конференции выступил Южный федеральный университет.
В рамках научного проекта «Создание российской историографической модели политико-правовых знаний и ее применение для разработки перспективных средств противодействия идеологическим искажениям цивилизационного развития России» по приоритетным направлениям научно-технологического развития на конференции с пленарным докладом на тему «Феномен ресентимента в позднемодерном обществе» выступил директор Института философии и права УрО РАН В.С. Мартьянов.
В докладе обоснован тезис, что ресентимент является способом легитимации в публичной сфере чувств и аффектов, следующих из базового политического различия: друг-враг, господин-раб, свой-чужой. Общим фоном для обострения ресентиментных настроений в позднемодерном обществе является кризис или крах устоявшихся иерархий, моральных регуляторов и критериев стратификации. Первоначально Модерн предложил сильный способ купирования ресентиментных настроений в виде социальной нормы как совокупности консолидирующих институтов и практик установления воли и интереса большинства/народа/нации. Соответственно требования исходящие от большинства, а также решения и институты, опирающиеся на большинство автоматически ограничивают ресентимент как моральный инструмент в руках элит. Однако эгалитарная тенденция к всеобщему равенству была постепенно дезавуирована в условиях позднемодерного общества. Критерий соответствия интересам большинства как фундамент социальной нормативности был предан забвению вместе с экономическими макро-классами, которые распались на множество конфликтующих меньшинств, каждое из которых генерирует все менее убедительные ресентиментные настроения, опирающиеся на реальные и воображаемые обиды, притеснения и несправедливости. Последние связаны уже не столько со стремлением к давно достигнутому формально-правовому равенству граждан, сколько с попытками создать новые неравенства, посредством разрушения всеобщих норм и введения новых культурных различий, исключений, двойных стандартов, дифференциаций и исключений для страдающих меньшинств, де-юре и де-факто обладающих всеми гражданскими правами. Вызовы разнообразных локальных ценностей, интересов, практик, сообществ для базовой стратегии выработки и согласования всеобщего политического интереса в модерных обществах начинает приобретать все более радикальные формы. Это ведет к неизбежному кризису субъектов (от государства и политических партий до семей и трудовых коллективов) и регуляторов (мораль, право, идеология, политика, СМИ и т.д.) призванных обеспечивать приоритет общего над частным. Выход из этого кризиса связан с поисковым обновлением универсальных ценностно-институциональных иерархий, призванных обеспечивать гражданскую консолидацию и нивелировать линии культурных разломов в больших модерных обществах.