Проект


 


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ


ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ


С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ


«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»


 


1. Совершенствование концептуальных основ государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции:


 Поддержать практику принятие Национального плана противодействия коррупции как программного документа, посредством которого Президентом Российской Федерации дается общая установка для государственных и муниципальных органов и для российского общества на неприятие коррупционных проявлений, и считать необходимым его разработку на последующие годы;


 Внедрить рискоориентированную модель противодействия коррупции. Признать основными направлениями ее совершенствования:


‑ учет коррупциогенноемкости должностей государственных служащих, их функционального предназначения, специфики отдельных сфер управленческой деятельности при установлении мер противодействия коррупции;


‑учет федеративного устройства РФ и разнообразия социальных и культурных условий, сложившихся в отдельных субъектах РФ;


‑ поиск оптимального соотношения дискреции как условия эффективного осуществления управленческой деятельности и дискреции как коррупциогенного фактора;


‑ общее совершенствование распределения функций, сфер деятельности и полномочий между государственными органами как фактор снижения коррупционных рисков;


 Продолжить совершенствовать систему мер противодействия коррупции на основе принципа комплексности – особое внимание следует уделить мерам по формированию этической стороны поведения государственных и муниципальных служащих, мерам по противодействию легализации отмывания доходов государственными и муниципальными служащими, мерам ответственности, мерам просветительского характера.


 Развивать международное сотрудничество и учитывать опыт зарубежных стран-партнеров РФ. Уделить особенное внимание опыту лидирующих мировых экономик, в том числе опыту разработки и экстратерриториального применения норм национального законодательства в области противодействия коррупции, опыту применения механизмов сотрудничества с международными уполномоченными организациями в розыске и преследовании лиц, обвиняемых в коррупционных действиях. Анализировать системы контрольно-ревизионных мероприятий на предприятиях и в организациях, включая как рутинные, так и экстренные меры. Изучать практику взаимодействия контрольно-ревизионных органов с организациями гражданского общества, политическими партиями, средствами массовой информации. Анализировать государственную информационную политику, ориентированную на создание непримиримого в отношении коррупционных действий общественного мнения. Обобщать опыт международного правового и организационного сотрудничества в области противодействия коррупции;


2. Формирование неподкупного аппарата, для членов которого во главе угла должны стоять совесть и интересы общественного блага.


 Учитывать при этом зарубежный опыт, в частности концепт «благородного мужа» (Китай) и идею «послушного чиновника» (ФРГ и др. страны Европы);


 Уделять особое внимание отбору лиц, претендующих на замещение соответствующих должностей, с учетом личностных качеств и их внутренней мотивации;


 Поддержать принятие Указа Президента Российской Федерации «Об одобрении Кодекса этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих», при этом разграничить гуманизм и патриотизм как два отдельных принципа государственного (муниципального) служащего, дополнить подпункт «е» пункта 9.1 проекта указанного Кодекса после слова «уважать» словами: «права и свободы человека и гражданина»;


 Доводить установленные законодательством Российской Федерации требования к поведению государственного (муниципального) служащего до соответствующих лиц и широкой общественности;


 Обеспечить корреляцию законодательства, закрепляющего этические нормы поведения государственных и муниципальных служащий, и законодательства о конфликте интересов;


 Совершенствовать систему подразделений регионального и муниципального уровня, включенных в систему антикоррупционных институтов, в том числе региональных и муниципальных комиссий по служебному поведению;


3. Искоренение «легитимации» коррупционных проявлений в общественном сознании и формирование позитивного отношения общества к государственной службе и чиновникам:


 Рекомендовать органам публичной власти и антикоррупционным общественным организациям предпринимать совместные усилия по антикоррупционному просвещению;


 Скорректировать федеральные образовательные стандарты с учетом необходимости формирования антикорупционных ценностей в массовом сознании;


 Развивать основы антикоррупционной грамотности населения, противодействовать антикоррупционному нигилизму;


 Активно привлекать граждан к оценке государственной политики в области противодействия коррупции;


 Проанализировать и внедрять эффективные практики, обеспечивающих сотрудничество граждан в противодействии коррупции (напр., практики в отношении whistle-blowers (доносчиков) и им подобные);


4. Активное использование потенциала института общественного контроля в деле противодействия коррупции;


5. Совершенствование института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – антикоррупционная экспертиза):


 Разработать модельный нормативный правовой акт, детально регламентирующий процедуру проведения антикоррупционной экспертизы;


 Разграничить обязательную и факультативную предварительную антикоррупционную экспертизу;


 Предоставить право инициативы предварительной антикоррупционной экспертизы субъектам общественного контроля;


 Дополнить внутреннюю служебную экспертизу внешней, в том числе независимой научной экспертизой;


 Ввести принцип обязательной публикации заключений экспертов и результатов их рассмотрения;


 Ужесточить квалификационные требования к лицам, которые вправе проводить антикоррупционную экспертизу; проводить методическую работу с экспертами; привлекать экспертов к участию в деятельности общественных советов при государственных и муниципальных органах; ввести отчетность для экспертов;


6. Совершенствовать механизм разрешения конфликта интересов, разработать систему мер по реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»;


7. Совершенствовать законодательство об иностранных агентах с целью исключения их влияния на государственных (муниципальных) служащих, в том числе принять меры для обеспечения прозрачности финансирования антикоррупционных общественных организаций;


8. Совершенствовать законодательство, предусматривающее юридическую ответственность за коррупционные деяния, в частности:


 Проанализировать возможности расширения мер юридической ответственности и круга субъектов юридической ответственности в избирательном праве;


 Проанализировать возможность освобождения от юридической ответственности лиц, чьи коррупционные деяния совершены в интересах государства и общества;


 Предусмотреть юридическую ответственность СМИ за участие в коррупционных деяниях;


9. Совершенствовать законодательство о противодействии легализации отмывания доходов государственных (муниципальных) служащий, в частности:


 Проанализировать способы выявления сделок с коррупционным элементом;


 Выявить наиболее перспективные механизмы устранения ущерба, нанесенного сделками с коррупционным элементом;


 Разработать гражданско-правовые механизмы изъятия имущества, нажитого в результате коррупционных деяний, и имущества государственных (муниципальных) служащих, в отношении которого нет доказательств законности его приобретения;


 Укреплять международное сотрудничество по вопросу розыска имуществанажитого в результате коррупционных деяний, и имущества государственных (муниципальных) служащих, в отношении которого нет доказательств законности его приобретения, за рубежом;


10. Укрепление потенциала органов конституционной юстиции (в том числе на региональном уровне) в деле противодействия коррупции.