УДК 321

Фишман Л.Г.
Недовоображенное сообщество // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2018.– Т. 18. Вып. 1.– С. 43-58.

В статье обосновывается точка зрения, согласно которой советский патриотизм является продолжением – но не имперской традиции, якобы присущей русскому народу с давних пор, а другой, идеологизированной, социалистической традиции, ведущей свое происхождение от русского народничества и марксизма. Исходя из концепции Б. Андерсона, автор утверждает, что национализм не единственная из ставших возможными в Современности интегрирующих общество стратегий выстраивания картины «воображаемого сообщества». При определенных условиях картина, рисуемая социальными группами, доминирующими в процессе формирования представлений общества о самом себе, вовсе не обязательно будет центрирована именно на национальной проблематике. Показывается, что политика, проводимая в послереволюционной России в русле социалистической идеологической традиции, имела своей целью формирование изоморфного западным, но не-националистического и не-имперского воображаемого сообщества нового типа. Раскрываются причины, по которым итогом этой политики стало формирование не столько советского патриотизма, сколько недовоображенного сообщества, существующего и сейчас.

Abstract. The article substantiates a point of view according to which «Soviet patriotism» is a continuation not of an «imperial» tradition, supposedly inherent in the Russian nation for a long time, but of another tradition – ideologized, socialistic one – originating from Russian populism and Marxism. Based on the concept of B. Anderson, it is asserted that nationalism is not the only society integrating strategy of building a picture of an “imagined community” that has become possible in modernity. Under certain conditions, the picture drawn by social groups that dominate the process of forming the society's ideas about itself is not necessarily focuses on “national” issues. The article shows that the policy pursued in post-revolutionary Russia in the course of the socialist ideological tradition was aimed at the formation of a new non-nationalistic and non-imperial “imagined community”, nevertheless isomorphic to the Western types. The article argues that the objective result of this policy was not so much the formation of “Soviet patriotism” but of the “under-imagined community” that exists until now.

Полный текст>>