Чирнинов А.М.
Янус оказался одноликим: аргументационный анализ Постановления Конституционного Суда России от 7 июля 2020 года № 33-П в свете регулирования допроса присяжных за рубежом // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. № 2 (141). С. 131-148. DOI: 10.21128/1812-7126-2021-2-131-148.
список ВАК
В отечественной правоприменительной практике сложился категорический запрет на допрос присяжных заседателей в качестве свидетелей. Конституционный Суд России Постановлением от 7 июля 2020 года № 33-П смягчил данное ограничение, признав, что свидетельский иммунитет присяжных заседателей не является абсолютным, и предписав судам апелляционной инстанции использовать их пояснения для выяснения обстоятельств нарушения тайны совещания коллегии присяжных при вынесении вердикта, а также для установления иных фактов неправомерного воздействия. На основе анализа материалов дела, в том числе жалобы, подготовленной автором в интересах конкретного заявителя, отзывов государственных органов, издавших оспариваемый нормативный акт, производится реконструкция линий аргументации, предложенных участниками конституционного судопроизводства, и даётся оценка подходу, избранному Конституционным Судом России для решения поставленной проблемы. По результатам обобщения законодательства государств, накопивших богатый опыт отправления правосудия с участием присяжных заседателей (США, Австралия, Новая Зеландия, Шри-Ланка, Мьянма), показывается, что допрос присяжных является признанным средством обеспечения их независимости и беспристрастности. При этом механизм такого допроса складывается из различных нормативных элементов, среди которых: обязанность присяжного заседателя сообщать судье о попытках оказать на него неправомерное воздействие; наделение судей полномочием разрешать ходатайства о допросе присяжных заседателей и определять наличие достаточных предпосылок для их привлечения в качестве свидетелей; обозначение предмета и пределов допроса присяжных; определение критериев, позволяющих констатировать нарушение права на беспристрастный суд и решить вопрос о направлении дела на повторное рассмотрение перед вновь сформированной коллегией присяжных заседателей; установление ответственности присяжного заседателя за дачу заведомо ложных показаний. В то же время ни в одном из приведённых правопорядков, в отличие от российского, согласия присяжных заседателей для их допроса в целях выявления фактов оказанного на них давления получать не требуется. В связи с этим делается вывод, что статус носителя судебной власти нужно оберегать не путём нормативного запрета допрашивать присяжных, а путём усиления их материально-правового иммунитета. Тем самым, по мнению автора, будет обеспечен оптимальный баланс конкурирующих конституционных ценностей. допрос присяжных, конституционная юстиция, правовые аргументы, свидетельский иммунитет, суд присяжных, уголовная юстиция
According to Article 56 of the Russian Code of Criminal Procedure, “a judge and a juror may not be examined as a witness about the circumstances of a criminal case which they have become aware of while participating in it”. The Russian Supreme Court has interpreted this rule as imposing a categorical prohibition to examine a juror even though the defense submits and tries to prove that jurors were not impartial due to the extraneous influence and unlawful threats that they confronted in a jury room. As a result, this approach, instead of ensuring the confidentiality of jury deliberations, has been rather used to preclude the discovery of procedural irregularities in reaching a verdict. In its judgment of 7 July 2020, the Russian Constitutional Court has softened this unreasonable restriction by ruling that jurors’ witness immunity is not absolute and appellate courts must use their testimony to establish facts relating to alleged attempts to place unlawful pressure on a jury by undermining the secrecy of jury deliberations. Based on a case file, including the petition that the author of this article drafted and filed to the Russian Constitutional Court, the article reconstructs the arguments invoked by the parties in the course of constitutional proceedings and assesses the approach taken by the Russian Constitutional Court to decide the case. In particular, the court has allowed examining jurors, but only with their consent. Having studied the experience of the countries where a jury system has been present for a long time, namely the United States, Australia, New Zealand, Sri Lanka, and Myanmar, the author argues that a post-trial examination of jurors is a recognized way to ensure the right of a defendant to an impartial jury. Among other things, the foreign jurisdictions obligate a juror to inform a judge about attempts to unlawfully influence a jury, empowers a judge to determine if there are sufficient grounds for summoning jurors as witnesses, and sets standards of examination. However, none of these legal orders requires that a juror give consent for examination. Therefore, the article concludes that the integrity of jurors in Russia should be protected not by enabling them to testify before an appellate court at their discretion but by strengthening their legal immunity, which in turn will strike an optimal balance between competing constitutional values.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-311-60022 «Теория и методология конституционно-судебной аргументации: сравнительно-правовое исследование».
constitutional justice, criminal justice, impeachment, juror’s testimony, jury trial, legal arguments