УДК 111, 141.32

Биричева Е.В.
Поиск «своего» как основополагающая экзистенциальная проблема современности // Цифровой учёный: лаборатория философа. 2021. Т. 4. № 4. С. 6-27. DOI: 10.32326/2618-9267-2021-4-4-6-27.
РИНЦ  список ВАК 

«Свое», во-первых, имеет экзистенциальную значимость для человека - как смысложизненная проблема бытия-собой и имения дела с уникальным, а во-вторых, маркирует искомую современной философией область доонтологического - делает «не чем иным, как…» собственно собой не только каждое сущее, но также бытие и небытие, оказываясь наиболее первичным основанием. Так, вокруг поисков «своего-собственного» в форме вопросов идентичности, самости, уникальности вещи, субъектности, отношения к Другому, возможности бытия-иным и т.д. выстраиваются самые актуальные направления современной мысли конца XX - начала XXI столетий. Однако в зарубежной литературе тематизируется преимущественно «негативный» полюс данной проблематики. Контингентность как базовый онтологический принцип и негация «субъекта» в становлении, событийности, множественности, уравнивании с «объектами» и т.д. не объясняют именности/таковости каждого конкретного сущего и констатируют лишь ускользание индивидуального от концептуализации. Данная статья нацелена на проработку вопроса о «своем» и разбор парадоксов данного «неуловимого» феномена в терминах Платона (са́мое само́), Н. Кузанского (неиное), И. Канта (вещь в себе), В.В. Бибихина (собственность). Подробно рассмотренная гносеологическая невозможность знать «свое» не отменяет его онтологической явности-явленности, которая позволяет выделить маркеры «своего-собственного» в человеческом бытии. Таким образом, данное исследование обладает как теоретической значимостью в области фундаментальной онтологии, показывая возможности тематизации в «позитивном» ключе данной основополагающей категории, так и перспективами практического применения выделенных проявлений «своего» в психолого-педагогической практике для решения экзистенциальных проблем современного человека.

Firstly, the “own” is likely to have existential significance for a person as a life-meaning question of being-him-/herself and of dealing with all the unique in the world. Secondly, it appears to mark the territory of pre-ontological sought by contemporary philosophy due to making everything “nothing else than” themselves, proving to be the most primary ground. Hence, the most relevant directions of the late 20th - early 21st centuries thought seem to be built around the search for the “own” dealing with issues on identity, selfhood, uniqueness of a thing, subjectivity, attitude to the Other, possibility of being-other, etc. However, foreign literature tends to focus on the “negative” side of this problem. The basic ontological principles declared are contingency and negation of the “subject” in becoming, eventfulness, plurality, equalization with “objects”, etc. Such concepts lack explanation for the identity / suchness of each concrete being. Hence they allow grasping only individual’s slipping away from conceptualization. This article aims to work out the question of the “own” and analyze the paradoxes of this “elusive” phenomenon in terms of Plato (same-in-itself), Nicholas of Cusa (not-other), I. Kant (a thing in itself), and V.V. Bibikhin (property). The thoroughly examined epistemological impossibility of knowing the “own” leaves intact its ontological explicitness-appearance, which allows tracing the markers of the “own” within human existence. Thus, this study has both theoretical significance in the field of fundamental ontology, showing the possibilities of thematization of this fundamental category in a “positive” way, and the prospects for introducing the systematized manifestations of the “own” in psychological and pedagogical practice in order to solve existential problems of a contemporary person.

свое, собственное, другой, иное, онтологический парадокс, самое само, способ бытия, призвание, экзистенциально-феноменологический подход
own, property, Other, another, ontological paradox, same-in-itself, way of being, calling, existential-phenomenological approach


Полный текст>>