Биография: Имеет базовое инженерное, лингвистическое и социологическое образование. С 1995 года работает на кафедре иностранных языков Института философии и права УрО РАН; в течение ряда лет являлась её заведующей, инициировав и воплотив ряд реформ, в частности, по введению академического письма на английском языке в структуру образовательных программ аспирантуры. Кандидат социологических наук по направлению «Социология культуры, духовной жизни»; тема диссертации – «Межлинвистическая коммуникация как вид социокультурного взаимодействия».
В настоящее время сфера научных интересов охватывает социологию науки и технологий, в частности, проблемы открытого доступа к научным знаниям, изменение роли научных журналов в процессе распространения знаний, редакционно-издательское дело в условиях глобализации. Наряду с научными исследованиями, активно развивает подходы в преподавании академического английского языка, ведет онлайн-курсы и вебинары по развитию навыков письменной речи на английском языке. Важный фокус интереса – специфика перевода научных текстов на английский язык.
Более двадцати лет занимается вопросами международной коммуникации в научной среде. Повышала свою профессиональную квалификацию в России, Нидерландах, Италии, США, Швейцарии, Бельгии и Великобритании.
Имеет большой опыт преподавания английского академического языка, перевода научных статей, организации и проведения научных конференций. Автор ряда учебных пособий по академическому письму и академическим коммуникациям, подготовке научной статьи к публикации на английском языке и развитию навыков устной речи, а также переводов важнейших трудов в этой области знания. Член редколлегий ряда международных научных журналов, заместитель главного редактора англоязычного международного журнала «Сhanging Societies & Personalities», эксперт международных наукометрических баз данных.
Среди недавних публикаций:
1. Попова Н.Г., Хабирова Е.И. Ресурсы развития научно-публикационных компетенций российских исследователей // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 8. С. 80-114. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-8-80-114
2. Бабич Г.Н., Мурзина И.Я., Попова Н.Г., Айрапетова С.Н., Прямикова Е.В., Шихова О.Н., Швецова А.В., Меренков А.В., Зборовский Г.Е., Матвеева Н.А., Авдюкова А.Е., Петрова Л.Е., Арапова М.А. Ученики об учителе... // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 222-228.
3. Попова Н.Г. Хищническое издание: дискуссионный документ // Научный редактор и издатель. 2022. Т. 7. № 1. С. 99-109. DOI: 10.24069/SEP-22-30
4. Abramova S.B., Antonova N.L., Campa R., Popova N.G. Digital Fears Experienced by Young People in the Age of Technoscience // Changing Societies & Personalities. 2022. Т. 6. № 1. С. 56-78. DOI: 10.15826/csp.2022.6.1.163
5. Винокуров Е.Г., Бурухина Т.Ф., Попова Н.Г., Мешалкин В.П. Динамика публикационной активности и цитируемости российских авторов // Социология науки и технологий. 2021. Т. 12. № 1. С. 156-172. DOI: 10.24411/2079-0910-2021-11010
6. Рью Д.А., Попова Н.Г. Проблемы машинного перевода научных публикаций // Научный редактор и издатель. 2021. Т. 6. № 2. С. 104-112. DOI: 10.24069/SEP-21-01
7. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. "Мягкая сила" высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 1. С. 31-58. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58
8. Beavitt T.A., Popova N.G. The Role of the English Article System in Developing Dialogical Context: A View from Russian Science // Journal of Language and Education. 2020. Т. 6. № 3 (23). С. 52-68. DOI: 10.17323/jle.2020.10360
9. Попова Н.Г., Базанова Е.М. Экспертиза качества англоязычных материалов в российских научных журналах // Поддержка программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных. Материалы международной научно-практической конференции, 21-23 октября 2019 года. М.: ООО «Ваше цифровое издательство», 2019. С. 58-63.
10. Оболкина С.В., Попова Н.Г. Экспертиза VS экспертная оценка: понятийные основания компетенций // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 4. С. 38-49. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-14003
Научные пособия и монографии:
1. Попова Н.Г., Коптяева Н.Н. Академическое письмо: статьи в формате IMRAD: учеб. пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. 168 с.
2. Попова Н.Г., Коптяева Н.Н., Овешкова А.Н., Бивит Т.А. Talking Science: Bridges to Academic English. Учебное пособие для аспирантов и научных сотрудников. Екатеринбург: УрО РАН, 2016. 115 с.
3. Рекомендации по подготовке сайта научного журнала: основные требования представления издания российскому и международному сообществу / O.В. Кириллова, Н.Г. Попова и др.; под ред. О.В. Кирилловой. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. 92 с.
Natalia Gennadievna Popova, Head of Foreign Languages Department, Head of the Sector for Theoretcal Linguistcs and Academic Communicaton PhD (Sociology)
Natalia Popova has been working at the Insttute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, for over 25 years. Her PhD dissertaton was themed "Inter-lingual communicaton as a form of social interacton", in which various aspects of using a language that is non-natve for all the involved communicaton partes is used. Currently, her research interests embrace mainly sociology of science and technology, in partcular, changes in the organizatonal paterns of contemporary knowledge generaton systems under the infuence of globalizaton. In a number of publicatons, Natalia Popova investgated such questons, as transformatons in the role of scientic journals, development of Russian scientic journals, issues involved with the global use of the English language in science, increased bureaucratzaton in academia, shif to the open access model in science, insttutes of scientic supervision, etc. Along with sociological research, she contnues to improve approaches to teaching English to postgraduate students both in her practcal work with postgraduate researchers of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, and publishing methodological and scientic materials.
Natalia Popova is an actve member of the Internatonal Sociological Associaton, an Ambassador of the Directory of Open Access Journals in Russia, an expert in evaluaton of scientic journals for inclusion in internatonal citaton indexes (Scopus).
A list of selected recent publicatons:
Merenkov A.V., Antonova N.L., Popova N.G. The role of parents in early childhood moral development // 15th International Conference on Efficiency and Responsibility in Education (ERiE) / J Fejfar, M Fejfarova, M Flegl, M Houska, J Husak, Krejci, H Urbancova (ed.). Prague: Czech University of Life Sciences, 2018. P. 96-103.
Popova N.G., Beavitt T.A. English as a Means of Scientific Communication: Linguistic Imperialism or Interlingua? // Integration of Education. 2017. Vol. 21, No. 1. P. 54-70. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.054-070
Popov E., Sandler D., Popova N., Kochetkov D. Institutions of Scientific Knowledge Generation in Regional Economic Systems // Proceedings of the 18th European Conference on Knowledge Management ECKM 2017 (International University of Catalonia, Barcelona, Spain, 7-8 September 2017) / Ed. Frederic Marimon, Marta Mas-Machuca, Jasmina Berbegal-Mirabent, Ramon Bastida. Vol. 2. Academic Conferences and Publishing International Limited, 2017 P. 808-818.
Popova N., Biricheva E. Research Team as Actor of Scientific Cognition: Paradoxes of Contemporary Science // Izvestia Ural Federal University. Series 3, Social and political sciences. 2017. Vol. 12. No. 1 (161). 2017 P. 17-25. (In Rus.)
Popova N.G. “In Russia we fight for publications in the journals of Scopus or WoS, but in Western countries they fight for citing” // Discussion. 2017. Issue 5. P. 6-14.
Popov E., Popova N., Biricheva E., Kochetkov D. A goal-oriented approach to the performance accessment of the research team // University Management: Practice and Analysis. 2017. Vol. 21. No. 3. P. 6-18. (In Rus.). DOI: 10.15826/umpa.2017.03.033
Popova N.G. Research Paper as the Core of a Socio-Technical Knowledge Generation Network // Sociology of Science & Technology. 2017. Vol. 8. No. 1. P. 68-84. (In Rus.)
Popova N., Moiseenko Y., Beavitt T. Conformity in modern science: An engine of social transformation? // Changing societies and personalities. 2017. Vol.1. No. 3. P. 237-258. DOI: 10.15826/csp.2017.1.3.017
Popova N.G. Russian scientific journal in the era of open access to knowledge: problems of adaptation // Scientific Editor and Publisher. 2018. Vol. 2. No. 2-4. P. 64-71. (In Rus.) DOI: 10.24069/2542-0267-2017-2-4-64-70
Научные интересы (ключевые слова): язык в контексте межкультурного взаимодействия
Научные общества и академии, в которых состоит: Заведующая секцией академического письма ассоциации издателей АНРИ, Москва;
Член экспертного совета SCOPUS, Россия.
|