УДК 1(091):255:256

Матвейчев О.А.
Истоки культа Аполлона и первопоэт Олен // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2020.– Т. 20. Вып. 3.– С. 7-21.

Цель настоящей статьи – возвращение в научный оборот наследия ликийского поэта Олена, игнорируемого, в силу скудости информации, большинством исследователей античной культуры, и помещение его в широкий контекст дискуссий о происхождении культа Аполлона.
В статье анализируются разнообразные взгляды на генезис и эволюцию аполлоновского культа, в том числе малоазийская, фракийская, дорическая и «нордическая» гипотезы, приведены данные, свидетельствующие об «инородности» Аполлона по отношению к олимпийскому пантеону, а также о связи его образа с легендарной страной Гипербореей.
Стремительность, с которой культ Аполлона распространялся по греческому миру, позволяет предположить, что это происходило не спонтанно, но благодаря чьим-то сознательным и планомерным усилиям. Одним из «агентов влияния» могущественного северного бога мог быть Олен, согласно легенде основавший Дельфийское прорицалище и первым начавший произносить свои пророчества в гекзаметрах, выступив, таким образом, первопоэтом, изобретшим саму форму поэзии.
Являясь одновременно и поэтом, и прорицателем, Олен представлял собой пример древнего мантиса, «ведуна», причастного божественным истинам и дающего вещам их имена. (Следует подчеркнуть, что и сам Аполлон обладает ярко выраженными чертами «ведуна», будучи богом-музыкантом, врачевателем, вдохновителем поэтов, предсказателем будущего.)
Вопреки расхожему мнению о пророчествовании мантисов исключительно в состоянии, близком к безумию, автор указывает, что прорицание – это особый интенсивный мыслительный процесс. Реабилитация прорицательства в качестве интеллектуального феномена повышает его вес в истории греческой мысли. Мантическую же поэзию следует рассматривать как один из источников философии, генезис которой представляется более многоплановым феноменом, чем описываемое формулой В. Нестле движение «от мифа к логосу».
Учитывая многокомпонентность культа Аполлона, в котором прослеживаются и северные, и крито-микенские, и малоазийские, и дорические корни, автор утверждает, что Олен исповедовал культ лишь одной «ипостаси» лучезарного бога – гиперборейской (вероятнее всего, изначальной), с которой со временем соединятся в единый образ все прочие компоненты культа

Abstract. The purpose of this article is to draw scholars’ attention to the figure of the poet Olen from Lycia who was ignored by most researchers of ancient culture due to the scarcity of information, and to place him into a wide context of discussions about the origin of the Apollo cult.
The article demonstrates the diversity of views on the genesis and evolution of the Apollonian cult, examines the Asia Minor’s, Thracian’s, Doric’s and “Nordic’s”’ hypotheses; notes the “foreignness” of Apollo in relation to the Olympic pantheon, as well as the connection of his image with the legendary country of Hyperborea.
The swiftness with which the cult of Apollo spread throughout the Greek world suggests that this did not happen spontaneously, but due to someone’s conscious and systematic efforts. One of the messengers of the powerful northern God could be Olen who, according to legend, founded the Temple of Apollo at Delphi and was the first to pronounce his prophecies in hexameters, thus acting as the first poet who invented the very form of poetry.
Being both a poet and a soothsayer, Olen was an example of an ancient mantis, a “vedun” involved in divine truths giving things their names. Apollo himself has pronounced features of a “vedun”, being a god-musician, healer, mastermind of poets, a foreseer of the future.
Contrary to popular belief that the mantis prophesied exclusively in a state close to madness, the author indicates that divination was a special intense thought process. The rehabilitation of divination as an intellectual phenomenon increases its significance in the history of Greek thought. Mantic poetry may well be considered as one of the sources of philosophy, the genesis of which seems to be a more multifaceted phenomenon than the movement “from myth to logos” described by V. Nestle’s formula.
Given the multifaceted cult of Apollo in which you can find the northern, Cretan-Mycenaean, Asia Minor, and Doric roots, we can assume that Olen professed the cult of only one “hypostasis” of the radiant god – the Hyperborean (most likely, the original), with which all other components of the cult are joined over time
Полный текст>>