УДК 342.721 традиционные ценности, историческая правда, консервативный либерализм, православие, русская религиозная философия, правовой идеал
Шавеко Н.А.
Русская религиозная философия права в контексте защиты традиционных российских ценностей // Антиномии. 2025. Т. 25. Вып. 2. С. 22-36. 10.17506/26867206_2025_25_2_22.
С 2010-х гг. во внутренней политике российского государства наблюдается «консервативный поворот», одним из выражений которой является политика по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В этом контексте актуальным является обращение к русской религиозной философии права как возможному источнику традиционных для отечественных юристов воззрений в области правового (социального) идеала. Цель статьи – рассмотреть основные характеристики русской религиозной философии права и на этой основе оценить ее применимость в современных реалиях для обоснования политики защиты традиционных ценностей и формулировки конкретного перечня таковых. При этом за основу взят подход, согласно которому теоретическое обоснование традиционных ценностей и их конкретный перечень должны соотноситься с либеральным «ядром» (первой и второй главами) Конституции РФ, а также с доминирующими среди современных россиян ценностями. Показано, что русская философия права (к большей части которой применимо определение «религиозная») не может служить ни теоретическим обоснованием политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, поскольку консерватизм в ней явно превалирует над либерализмом, что не соответствует текущей правовой системе России, ни источником содержания конкретных традиционных ценностей в области правового идеала, поскольку отстаивавшиеся отечественными мыслителями конструкции правового идеала не были ориентированы на интересы многонациональной и многоконфессиональной гражданской нации, вследствие чего не соответствуют установкам нынешней российской власти. С учетом изложенного сделан вывод, что традиция, на которую, по задумке нынешней российской власти, следует опереться российскому народу (многонациональному и не вполне религиозному) для укрепления гражданского единства, должна «изобретаться» заново в рамках широких общественных дискуссий.
Abstract. The main characteristics of Russian religious philosophy of law are examined within the context of the modern Russian state’s policy aimed at preserving and strengthening traditional Russian spiritual and moral values. The policy is interpreted as a manifestation of a “conservative turn” in domestic politics while still maintaining the liberal “core” of the Constitution of the Russian Federation. The article demonstrates that Russian legal philosophy – most of which can be classified as “religious” – cannot serve as a theoretical foundation for such a policy, since conservatism clearly prevails over liberalism in it, which does not align with Russia’s current legal system. Furthermore it cannot function as a source of content for specific traditional values within the legal ideal, since the conceptualizations of such ideal historically were not oriented towards the interests of a multi-national, multi-religious civil nation. As a result, they fail to comply with the guidelines of the present Russian government. Given these considerations, it can be concluded that the tradition, which the current Russian government suggests the Russian people as a diverse, multinational and not entirely religious population, should rely on to reinforce civil unity, can only be “reinvented” through broad public discussions. It cannot be simply sought in the past nor imposed “from the authorities” under the guise of “historical truth”.
Keywords: traditional values; historical truth; conservative liberalism; Orthodoxy; Russian religious philosophy; legal ideal
Полный текст>>