УДК 340.11:291.13

Нерсесянц А.В.
Исследование древних мифов в историографии политико-правовой мысли // Антиномии. 2025. Т. 25. Вып. 2. С. 57-72. 10.17506/26867206_2025_25_2_57.

Во введении к статье обосновывается тезис о том, что в отечественной историографии политико-правовой мысли древняя мифология наиболее полным образом представлена в части освещения античных мифов, но при этом не уделяется должного внимания более ранним мифологическим системам, оказавшим существенное влияние на античную мифологию. Автор ставит своей задачей частичное восполнение данного пробела, наличие которого затрудняет для юридической науки осмысление самых глубинных истоков формирования правового сознания человека и человечества в целом. С этой целью в статье прежде всего представлен анализ понятия мифа с акцентом на раскрытие этимологии данного слова, что позволило продемонстрировать внутреннюю связь между словами «миф» и «мысль», значимую, по мнению автора, для построения историографии политико-правовой мысли (в ее отличии от историографии политико-правовых учений). Далее раскрыто значение исследований древних мифов для построения полноценной отечественной историографии политико-правовой мысли. Это продемонстрировано на примере исторической трансформации таких ключевых и самых ранних понятий мифологической картины мира, встречающихся в политико-правовых учениях, как древнеиндийская Рита и однокоренное с ним понятие зороастрийской теологии Арта, которые затем трансформировались в греческое Арете, а впоследствии – в римское понятие Виртус. Отмечено, что применение герменевтической методологии для компаративного исследования того, как исходные правовые понятия, содержащиеся в наиболее древних мифологических системах, трансформируются в рамках иных культур, имеет важное значение для углубления знаний о цивилизационных особенностях правового развития разных регионов мира и прежде всего – для анализа под таким углом зрения специфических черт правовых культур Востока и Запада.

Abstract. The article asserts that Russian historiography of political and legal thought has extensively examined ancient mythology in its coverage of classical myths, but has neglected earlier mythological systems that significantly influenced ancient traditions. The author seeks to address this gap, which hinders legal science from fully understanding the foundational origins of legal consciousness in human development. The analysis begins by exploring the concept of myth, emphasizing its etymological roots to demonstrate its intrinsic connection between the words “myth” and “thought”, which is crucial for constructing a historiography of political and legal thought in contrast to the historiography of political and legal doctrines. Furthermore, the study highlights the importance of research into ancient myths, due to developing a comprehensive Russian historiography of political and legal thought. This is illustrated through historical evolution of key mythological concepts, such as the ancient Indian Rita and Zoroastrian Arta, which later transformed into Greek Arete, and subsequently into the Roman Virtus. The article underscores the value of hermeneutic methodology in comparative studies of early legal concepts across mythological systems, offering deeper insights into the civilizational distinctions of legal development worldwide – particularly in analyzing the unique legal cultures of the East and West.

политико-правовая мысль; историография; правосознание; миф; онтология права; Рита; Арете; Виртус
political and legal thought; legal consciousness; historiography; myth; ontology of law; Rita; Arete; Virtus


Полный текст>>