Традиции консеквенциализма и ретрибутивизма в учениях об уголовном наказании: от досократиков до немецкого идеализма
УДК 343.9.018:340.125
Корсаков К.В. Традиции консеквенциализма и ретрибутивизма в учениях об уголовном наказании: от досократиков до немецкого идеализма // Антиномии. 2025. Т. 25. Вып. 2. С. 159-183. 10.17506/26867206_2025_25_2_159.
Основной целью публикации является осмысление философско-правовых воззрений и взглядов выдающихся философов и правоведов на уголовное наказание в исторической ретроспективе, а также ознакомление читателей с их развитием и эволюцией, начиная с эпохи античности и до периода расцвета немецкой идеалистической философии. В качестве методов исследования были использованы историко-сравнительный, ретроспективный и аналитический методы, а также методы индукции и обобщения. В статье подчеркивается, что зрелые философские размышления о назначении, целях и сути уголовного наказания появились и получили распространение еще в древнегреческой досократической философии и были связаны с особенностями мифологического мировоззрения и морально-этических представлений, а равно с социально-политическими реалиями того времени. Обращается внимание на тот факт, что философско-правовые учения Платона и Аристотеля о наказании оказали существенное влияние как на законодателей Нового и Новейшего времени, так и на концепции наказания других философов и правоведов. Объяснены причины, почему представители как классической традиции, так и научного позитивизма в пенологии считают Платона основоположником двух этих конкурирующих учений. Раскрыты основные черты и специфика пенологических доктрин, предложенных представителями патристики, схоластики и томизма в средневековую эпоху. Освещены суть и значение прогрессивных идей об уголовном наказании выдающихся мыслителей, просветителей и энциклопедистов Нового времени, включая утопистов и пионеров научного утилитаризма. Произведен подробный анализ теорий уголовного наказания представителей немецкой классической философии – Канта, Гегеля и Фихте, приведены доводы, опровергающие мнение, что абсолютные теории классиков немецкого идеализма основаны на законе талиона либо служат философско-теоретическому оправданию этого архаического принципа уголовного правосудия. Сделаны выводы о том, что в настоящее время, в ситуации обострения полемики вокруг абсолютных и утилитарных начал, интенций и компонентов уголовного наказания, в которую вовлечены как представители консеквенциализма, так и ретрибутивизма, абсолютные теории наказания, несмотря на их возраст, оказываются востребованными и актуальными в плане логической аргументации при решении острых и насущных теоретических проблем, связанных с институтом уголовного наказания.
Abstract. The study undertakes an examination of the philosophical and legal conceptions on criminal punishment as articulated by eminent philosophers and jurists from Antiquity through the zenith of German idealism. Employing historical-comparative, retrospective and analytical approaches, it traces the evolution of penal theories within their respective socio-political and intellectual environments. The analysis emphasizes the emergence of sophisticated philosophical reflections on the purpose, objectives and essence of criminal punishment in ancient Greek pre-Socratic thought, contextualizing them within mythological worldviews and prevailing ethical paradigms of the time. Particular emphasis is placed on the seminal contributions of Plato and Aristotle, whose doctrines have exerted enduring influence upon subsequent philosophical discourse and legislative praxis. The study elucidates the attribution of foundational status to Plato by proponents of both classical penological traditions and scientific positivism. Furthermore, it delineates distinctive features of medieval penological doctrines as formulated by representatives of patristics, scholastic and Thomistic schools. It also highlights the progressive ideas on criminal punishment introduced during Enlightenment and the early Modern period by notable educators, encyclopedists, utopian thinkers and pioneers of scientific utilitarianism. A critical analysis of the penal theories formulated by German classical philosophers – namely Immanuel Kant, Georg W. F. Hegel and Johann G. Fichte – is presented, with particular attention to refuting those prevailing interpretations that erroneously associate their absolute theories with the lex talionis or view them as philosophical justification for archaic retributive principles. In conclusion the article contends that, notwithstanding their historical origins, the absolute theories of punishment retain significant relevance in contemporary theoretical debates. Amid intensified controversies surrounding the dichotomy of absolute and utilitarian principles, as well as the intentions and components of criminal punishment, these theories provide robust logical frameworks that continue to inform and challenge prevailing penological paradigms.
уголовное наказание; философия наказания; пенология; теории наказания; сущность наказания; основания уголовного наказания; цели уголовного наказания; абсолютные концепции наказания; утилитарные концепции наказания
criminal punishment; philosophy of punishment; penology; theories of punishment; essence of punishment; grounds of criminal punishment; purposes of criminal punishment; absolute concepts of punishment; utilitarian concepts of punishment