УДК 323.1

Василенко Ю.В.
Проблемы трансформации «этнического бизнеса» в контексте процессов интеграции (на примере Пермского края) // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– Екатеринбург: УрО РАН, 2012.– 2012 Вып. 12.– С. 383-388.

В статье использован социокультурный подход к определению «этнического бизнеса»: «этнический бизнес» как особые бизнес-структуры, созданные иммигрантами на собственные средства и производящие товары и услуги, имеющие этнокультурную специфику, Последняя при этом является определяющей. Трансформации «этнического бизнеса» рассмотрены как следствие трансформаций этнокультурной идентичности иммигрантов, от чего напрямую зависит динамика процессов интеграции. Доказано, что данный подход наиболее адекватный из имеющихся в англо-саксонской научной литературе для анализа «этнического бизнеса» в Пермском крае. Рассмотрена специфика процессов интеграции, переживаемых мелким, средним и крупным «этническим бизнесом» в Пермском крае. Прослежены его этнокультурные вариации: христианская (в частности армянская) и мусульманская (в частности азербайджанская, чеченская и таджикская). Выявлена закономерность: чем выше уровень интеграции «этнического бизнеса» в принимающее сообщество, тем медленнее развиваются процессы интеграции, их динамика затухает, выявляются противоречия в отношениях «этнического бизнеса» и местных властей.

the article is based on social-cultural approach to definition of “ethnic business”: it is a special business-structures, which have been founded by immigrants` own resources, and which produce goods and services with ethnic and cultural specifics; the latter is determinative. Transformations of ethnic business are considered to be the consequence of immigrants` ethnic and cultural identity transformations; dynamics of integration processes directly depend on them. The author argues that this approach – adopted from the Anglo-Saxon research literature – is the most valid for the analysis of ethnic business in Perm region. Specific character of integration processes, which take place in small, medium-sized and big ethnic business in Perm region, is reviewed; its ethnic-cultural variations are retraced: Christian (Armenian, in particular) and Muslim (Azerbaidjanian, Chechen and Tajic, in particular) ones. The author reveals the pattern: the higher is the level of ethnic business integration in receiving community – the slower are integration processes, and their dynamics is less energetic. Several contradictions between ethnic business and the local powers are observed.
Полный текст>>