Укрепление единства государственной власти Президентом России при проведении преобразований в системе федеративных отношений
УДК 343:328.185+32.019.5
Безруков А.В. Укрепление единства государственной власти Президентом России при проведении преобразований в системе федеративных отношений // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. С. 467-475.
Рассмотрены основные этапы укрепления единства государственной власти, в механизме которого ключевую роль играет Президент России. Проведено сравнение принципов федерализма, единства системы государственной власти и разделения властей. Сформулирован вывод о том, что принципы единства системы государственной власти и разделения властей не противоречат друг другу. Раскрыты основные направления реализации полномочий Президента Российской Федерации и показана его роль в укреплении единства государственной власти при проведении федеративных преобразований. На основе анализа законодательства и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации показана обширная компетенция главы государства. Автор приходит к выводу, что концентрация власти и подконституционное расширение властных полномочий Президента Российской Федерации не всегда соответствуют конституционным принципам федерализма и разделения властей. Это не позволяет установить необходимый баланс полномочий как между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, так и между федеральными и региональными органами власти. Предлагается законодательно закрепить исчерпывающий перечень полномочий главы государства, а проводимые федеративные преобразования осуществлять в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, ориентируясь на построение правового демократического федеративного государства.
the author examines main stages of strengthening of the unity of state power, which is characterized by the key role of the President of Russia in its implementation. The author compares principles of federalism, unity of state power system, and separation of powers. The conclusion is made that principle of unity of state power and principle of separation of powers does not contradict each other. The article observes main areas of implementation of presidential powers, and describes his role in strengthening the unity of state power in process of reforming federal system. Based on the analysis of legislation and legal positions of Constitutional Court of the Russian Federation, the author demonstrates the scope of competencies of the head of the state. The author concludes that concentration of authority and expansion of presidential powers does not always meet constitutional principles of federalism and separation of powers. As a result, it does not allow to achieve appropriate balance between legislative, executive and judicial powers, on one side, and federal and regional authorities, on the other. The suggestion is made to enshrine the comprehensive list of presidential powers in legislation, and at the same time, to conduct federal reforms in strict accordance with the Constitution of the Russian Federation and with the goal of building democratic federal state governed by the rule of law.
Президент России, разделение властей, единство государственной власти, федеративные преобразования, правовые позиции Конституционного Суда РФ
President of the Russian Federation, division of powers, unity of state power, federal transformation, legal position of Constitutional Court of Russia