УДК 165; 165.5

Мирошников Ю.И.
ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЗНАНИЯ // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– Екатеринбург, 2013.– Т. 13. Вып. 1.– С. 7-20.

В статье показано, что ценностные аспекты науки являются предметом эпистемологии, которая сегодня обычно понимается как философия научного познания. Ценностные аспекты науки рассмотрены в связи с различными структурными элементами науки как социального и культурного явления в целом и как деятельности, в частности. Деятельность выступает главным принципом понимания научного познания. Прежде всего в статье исследованы ценностные аспекты науки исходящие из ее предмета, проанализированы ценностные аспекты мотивационных, организационных и поведенческих стратегий в научной деятельности. В связи с этим рассмотрены такие субъекты научного познания, как теоретики и экспериментаторы. Также уделено внимание соотношению фундаментального и прикладного знания, как оно складывается в истории науки. Автор отмечает, что ценностное содержание науки в значительной степени выражается в иерархической структуре научной деятельности как аспект взаимоотношения теоретического и эмпирического уровней познания. Рассмотрены также ценностные аспекты научного знания и то, что истина выступает фундаментальной ценностью науки.
The paper demonstrates that the value aspects of science are the subject matter of epistemology, which is currently understood as philosophy of scientific consciousness. The value aspects of science are considered in terms of different structural aspects of science as social and cultural phenomenon, in general, and as activity, in particular. Activity is considered as main principle of understanding of scientific cognition. Firstly, the paper investigates the value aspects of science stemming from its subject. Then, the value aspects of motivation, organization and behavior strategies in scientific activity are analyzed. The author shows that the value content of science is generally reflected in hierarchical structure of scientific activity as the aspect of relations of theoretical and empirical levels of cognition. Such subjects of scientific cognition as theoreticians and practitioners are considered. The attention is drawn to the correlation between fundamental and applied knowledge, to how it has evolved throughout the history of science. The author examines the value aspects of scientific knowledge and proves that trueness is the fundamental value of science
Полный текст>>