УДК 1(091)

Соловий Р.П.
Теопоэтика и теополитика Джона Капуто // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2017.– Т. 17. Вып. 3.– С. 7-21.

Статья посвящена выяснению философских и богословских предпосылок и характерных особенностей теопоэтической интерпретации Божественного в эпоху постмодерна, особенность которой состоит в замене поэтической чувствительностью к Божественному традиционной прозаической теологии с присущими ее интеллектуализмом, сциентизмом и вытеснением символов. На примере «слабого богословия» американского философа религии Джона Капуто автор осмысливает, как в условиях провозглашенного отсутствия фиксированного доступа человека к знанию или вере все же возможно говорить о Боге содержательным и уместным для постсовременного человека образом. Теопоэтика Капуто является важным компонентом его проекта «слабого богословия», которое рассматривает Бога не как всесильную личность или основание бытия, а как «слабую силу», лишенную традиционных метафизических атрибутов власти, силы и иерархии, открытую для риска и неопределенности. «Слабое богословие» стремится оставаться открытым «к самим вещам», то есть к тому, что составляет предельную заботу человека и не может быть сведено к точности утверждений объективирующего мышления. Соответственно Капуто понимает религию не как образное выражение метафизической субстанции или духа, но как способ поэтизировать то, что М. Хайдеггер, Ж. Деррида, и Ж. Делез называют событием. Также в данной статье проанализированы возможные последствия теопоэтической перспективы для становления новой политической теологии и поиска актуальных путей политической ангажированности христиан. В статье прослеживается, как консеквентная деконструкция идеи суверенного Бога, «приспособленного» в качестве одной из опор идеологии и практики политического насилия, влечет и деконструкцию самих репрессивных политических систем.

Abstract. The article speaks of and describes the philosophical-theological conditions and characteristics of theopoetic interpretation of the divine in the postmodern times. Its main feature consists in an effort to replace the traditional prosaic theology, characterized by its intellectualism, scientism and the displacement of symbols, with the poetic sensitivity to the divine. The author takes John Caputo’s “weak theology” as an example and reflects on how it is still possible to speak about God in a way that is both meaningful and relevant to the post-modern people in the world which declares that there is no fixed and authoritative way to access the knowledge or the belief. Caputo’s theopoetics is an important component of his “weak theology” project, which considers God not as an all-powerful person or the ground of being, but as the “weak force”, devoid of traditional metaphysical attributes of authority, power and hierarchical primacy, open to risk and uncertainty. The “weak theology seeks to remain open to “things themselves”, that is, to what belongs to the ultimate human concern and cannot be reduced to the accuracy of statements made by the objectifying thinking. Similarly, Caputo sees religion not as a figurative expression of metaphysical substance or spirit, but as a way to poeticize what Heidegger, Derrida and Deleuze called an “event”. Additionally, the article analyzes some consequences that the theopoetic perspective has for the formation of a new political theology and the search for new ways of Christians’ political engagement. The article investigates how the consistent deconstruction of the idea of a sovereign God, regarded as one of the pillars on which the ideology and practice of political violence stands, involves the deconstruction of these violent political systems.
Полный текст>>