Экология Карла Маркса: тотализация социального метаболизма
УДК 141:[502/504:001.4]
Кондрашов П.Н. Экология Карла Маркса: тотализация социального метаболизма // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 1. С. 73–83. DOI: 10.25198/2077-7175-2023-1-73. список ВАК
Целью предлагаемой статьи является попытка концептуальной реконструкции марксова учения о социальном метаболизме. Автор показывает, что всякое живое существо существует за счёт обмена веществ между собой и природой (универсальный метаболизм природы). Специфически человеческой родовой формой такого метаболизма является праксис - предметная сознательная преобразующая деятельность (социальный метаболизм), базовой формой которого выступает труд как обмен между человеком/обществом и природой, опосредованный производством, техникой и технологиями.
Критикуя узко-экологические, экономические и сугубо производственные интерпретации понятия социального метаболизма, редуцируемого у современных экологических марксистов (П. Буркетт, Б. Кларк, И. Мессарош, Дж. Мур, К. Ройл, К. Сайто, Дж.Б. Фостер) большей частью к различным аспектам вещественно-энергетического обмена между человеком (обществом) и природой, автор доказывает, что для К. Маркса такая форма социального метаболизма является фундаментальной для существования человеческого общества, но не единственной.
Автор, опираясь на весь корпус текстов К. Маркса и используя методы текстологического анализа, реконструкции и эксраполяции, показывает, что в процессе развёртывания трудового метаболизма формируются специфические социально-антропогенные «миры» - мир природы, втянутой в сферу человеческой деятельности; мир совместной деятельности как мир общественных отношений и межличностного общения; мир материальной и духовной культуры; внутренний мир индивида. В каждом из этих «миров» люди осуществляют те или иные видовые модификации родового праксиса - материальное производство, социальную деятельность по воспроизводству культуры, социальную и межличностную коммуникацию, экзистенциальные отношения к миру. Каждая из этих форм праксиса представляет собой конкретные разновидности социального метаболизма, в рамках которых осуществляются такие виды обмена, как обмен между человеком и природой (труд, материальное производство), обмен деятельностями между социальными группами в объективных общественных отношениях, обмен эмоциями, симпатиями/антипатиями, знаниями, традициями и т.д. в межличностной коммуникации и процессах социализации.
Из этого анализа делается вывод, что социальный метаболизм тотально пронизывает все уровни и структуры социального и индивидуального бытия, связывая их в органическую целостность - социальный универсум. В силу этого в концепции Маркса имеет место тотализация социального универсума. Это радикально отличает экологию К. Маркса от всех иных форм экологии, так как представляет собой не учение о взаимодействии общества с природой (ecology) и не призывы к охране окружающей среды (environmental studies), а общее социально-праксиологическое учение о мире (внутренне связанном социальным метаболизмом), в котором существует человек и общество.
Актуальность исследования состоит в том, что некоторые реконструированные экологические идеи К. Маркса позволяют увидеть, что социально-метаболические процессы протекают не только между человеком и природой, а охватывают, пронизывают все структуры и уровни социального универсума. Поэтому современные экологические проблемы можно решить только комплексно, системно, тотально: начиная с защиты окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и сберегающего производства и заканчивая устойчивыми общественными отношениями и тем, что академик Д. С. Лихачёв назвал экологией культуры.
The purpose of this article is to attempt a conceptual reconstruction of Marx’s theory of social metabolism. The author shows that every living being exists due to the exchange of substances between itself and nature (the universal metabolism of nature). A specific human generic form of such metabolism is praxis that is, conscious transformative activity (social metabolism), the basic form of which is labor as an exchange between man/society and nature, mediated by production, technique and technology.
Criticizing narrowly ecological, economic and purely industrial interpretations of the concept of social metabolism, reduced by modern ecological Marxists (P. Burkett, B. Clark, I. Mészáros, J. Moore, C. Royle, K. Saito, J. B. Foster) mostly to various aspects of the material-energy exchange between man (society) and nature, the author proves that K. Marx this form of social metabolism is fundamental for the existence of human society, but not the only one.
The author, relying on the entire corpus of texts by K. Marx, and using the methods of textual analysis, reconstruction and extrapolation, shows that in the process of unfolding labor metabolism, specific socio-anthropogenic “worlds” are formed, namely the world of nature, drawn into the sphere of human activity; the world of joint activity as the world of public relations and interpersonal communication; the world of material and spiritual culture; the inner world of the individual. In each of these “worlds” people carry out certain specific modifications of the generic praxis - material production, social activities for the reproduction of culture, social and interpersonal communication, and existential relations to the world. Each of these forms of praxis represents specific varieties of social metabolism within which such types of exchange are carried out as the exchange between man and nature (labor, material production), the exchange of activities between social groups in objective social relations, the exchange of emotions, likes / dislikes, knowledge, traditions, etc. in interpersonal communication and socialization processes.
From this analysis, it is concluded that social metabolism totally permeates all levels and structures of social and individual existence, linking them into an organic integrity - the social universe. Because of this, in the concept of Marx there is a totalization of the social universe. This radically distinguishes the ecology of K. Marx from all other forms of ecology, since it is not a doctrine of the interaction of society with nature (ecology) and not calls for environmental protection (environmental studies), but a general socio-praxeological doctrine of the world (internally connected social metabolism) in which man and society exist.
The relevance of the study lies in the fact that some of the reconstructed ecological ideas of K. Marx allow us to see that socio-metabolic processes occur not only between man and nature, but cover and permeate all structures and levels of the social universe. Therefore, modern environmental problems can only be solved in a comprehensive, systematic, total way: starting with environmental protection, rational use of natural resources and saving production and ending with sustainable social relations and what academician Dmitry Likhachev called the ecology of culture.
экология К. Маркса, социальный метаболизм, праксис, труд, общественные и межличностные отношения, коммуникация, отношения к миру, тотализация, социальный универсум
ecology of K. Marx, social metabolism, praxis, labor, social and interpersonal relations, communication, attitudes towards the world, totalization, social universe