Клиентелизм и неформальные сети региональных элит в России: опыт сетевого анализа на примере Свердловской области
Мельников К.В. Клиентелизм и неформальные сети региональных элит в России: опыт сетевого анализа на примере Свердловской области // Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 171-188. DOI: 10.17976/jpps/2021.06.12. список ВАК
Изучение неформальных аспектов политических взаимодействий стало влиятельным исследовательским трендом в анализе российского и, шире, постсоветских политических режимов. Чаще всего концептуальной основой для этого становятся категории патрон-клиентских отношений и неформальных сетей. Несмотря на очевидные коннотации, в изучении последних исследователи крайне редко пользуются возможностями аппарата сетевого анализа (SNA). В то же время он позволяет не только визуализировать сеть и математически оценить различные ее параметры, но и выдвигает гораздо более строгие требования к концептуализации неформальных сетей по сравнению с качественными подходами, в которых понятие неформальной сети до сих представляет собой скорее метафору, чем аналитически обоснованную категорию. В рамках настоящего исследования с помощью метода SNA проанализированы неформальные сети административных элит Свердловской области. Этот регион сумел довольно быстро преодолеть серьезные экономические трудности, вызванные распадом СССР, преуспел в торге с федеральным центром относительно усиления своего правового статуса, а его первый губернатор, Эдуард Россель, традиционно рассматривается как значимая фигура когорты “региональных тяжеловесов” конца 1990-х - начала 2000-х годов. Эти особенности Свердловской области исследователи нередко объясняют силой неформальных сетей, сформировавшихся в регионе, однако такое предположение до сих пор не подвергалось количественной верификации. С этой целью в настоящем исследовании проанализированы неформальные сети руководителей региональных органов исполнительной власти в разрезе двух периодов, совпадающих со сроками полномочий экс-губернаторов Э. Росселя и А. Мишарина. Неформальные сети строились на основе анализа биографий. Поэтому эмпирической базой исследования стала собранная автором база данных биографий для 78 чиновников, состоящая из 665 строк, каждая из которых содержит информацию о карьерном пути включенных в выборку акторов. Далее с помощью кода, написанного на языке R, были найдены пересечения в карьерных путях всех возможных пар чиновников до их попадания на элитные позиции. На основе полученных пересечений были сформированы сети личных связей. Оценив структуру сетей, плотность, наличие сообществ, а также сетевые позиции акторов, мы увидели, как могут различаться паттерны структурирования неформальных сетей в зависимости от стратегий их лидеров.
Studying informal aspects of politics in Russia and post-Soviet states more broadly has become an influential research trend. The concepts of clientelism and informal networks often serve as a theoretical framework for such an analysis. Despite obvious connotations, students of informal networks only rarely take advantage of methodological tools provided by Social Network Analysis (SNA). They not only allow scholars to visualize a network and to calculate its basic statistic characteristics, but also puts forth more rigorous requirements for the operationalization of the informal network, thereby making it a logically conceptualized category and not just a metaphor, as it is often presented in the literature. By using SNA tools, the presented paper studies informal networks of administrative elites of the Sverdlovsk Oblast. Having experienced a relatively rapid economy recovery following the collapse of the USSR, the region’s success in bargaining with federal elites over the advancement of its legal status in the 1990s and long-term into the office of its first governor brought forth explanations that emphasize the power of elite networks in this region. This article aims to test these assumptions quantitatively. To that end, we analyzed informal networks of the heads of the executive agencies and provided three temporal snapshots. These correspond to the terms of the two governors that held the office: Eduard Rossel and Alexandr Misharin. The informal networks were based on biographical data, which we collected and recorded into the database. This database consists of 665 rows, which contain information on the career paths of 78 officials. After identifying the intersections of the career paths of these individuals prior to them occupying elite positions, we built networks based on them. We have analyzed the structures of these networks, their density, the presence of communities, and centrality measures, which allowed us to see how different the patterns of the networks can be depending on the strategies of their leaders.
неформальные сети, патрон-клиентские отношения, клиентелизм, патронаж, бюрократия, политический режим, сетевой анализ, региональные элиты, SNA
informal networks, patron-client relationships, clientelism, patronage bureaucracy, political regime, network analysis, regional elites, SNA