Направление интеграционных процессов на постсоветском пространстве определяется конкуренцией государств в специфическом организационном поле ценностей. Эффективность деятельности правительственных центров на этом поприще напрямую зависит от их способности переключения между политическими ценностями странового и универсального рядов. Эта способность сегодня становится ключевым атрибутом эмпирического суверенитета государства. В условиях асимметричной в постсоциалистических странах и неполноценной в бывших советских республиках интеграции в пространство ЕС решение этой задачи требует дифференциации буферных механизмов, ответственных за коммуникацию с внешними центрами, и ядра, удерживающего глубинные ценностные комплексы сообщества. Исследованы стабильность организационной связки государственного суверенитета и идентичности, специфика ее функционеров в постсоветском пространстве, в рамках которого для Российской Федерации открывается широкое поле действия, имеющее в фокусе идентитарные ресурсы социального большинства постсоветских и постсоциалистических стран, минуя коммуникации с проевропейски ориентированными и субординированными властными аппаратами. идентичность, политические ценности, государственный суверенитет, социетальная безопасность, постсоветское пространство, Восточная Европа, Европейский союз
*Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020–2022 гг. (проект «Общественное согласие в России и
конструирование гражданской идентичности как способ его достижения»).
The article analyzes the intergation processes in the post-Soviet space and shows that their direction is determined by the competition of states in a specific organizational field of political values. The effectiveness of the governments in this field depends directly on their ability to switch between the political values of the country and universal aggregations. This ability is becoming a key attribute of the empirical sovereignty of the state today. It is shown that in the conditions of asymmetric integration into the EU space in post-socialist countries and insufficient integration in the former Soviet republics, the accomplishment of this function requires specific institutional adaptations: differentiation between buffer mechanisms responsible for communication with external value systems, and the core that holds the deep value complexes of the community. The stability of the organizational bundle of state sovereignty and identity, the specifics of its functionaries in the post-Soviet space are described as giving the Russian Federation an opportunity of value action, focused on the population of post-Soviet and post-socialist countries and bypassing communications with pro-European-oriented and subordinated power apparatuses.
*The article was prepared under the auspices of the Program of fundamental and applied scientific research “Ethnocultural diversity of Russian society and strengthening of all-Russian identity” 2020–2022 (the project “Public consent in Russia and the construction of civil identity as a way to achieve it”).
identity, political values, state sovereignty, societal security, post-Soviet space, Eastern Europe, European Union
Полный текст>>