Грибовод Ек.Г. Медиатизация как фактор роста больших данных // Публичное/частное в современной цивилизации: материалы XXII Российской научно-практической конференции (с международным участием), 16–17 апреля 2020 года: доклады / редкол.: Л.А. Закс и др. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. С. 460-466. DOI: 10.35853/UfH-Public/Private-2020-62.
Возможности и последствия применения и проникновения информационных технологий в разные сферы общества вызывают особый междисциплинарный интерес в современной академической среде. Методологической базой исследования стал комплекс подходов, а именно сочетание информационного, сравнительного, системного и концептуального. Кроме того, применен метод вторичного анализа данных. В статье рассматривается медиатизация как один из важных факторов ускорения процесса накопления больших данных в эпоху цифрового общества. С появлением новых массмедиа и цифровизацией современного медиапространства, исследователи фиксируют процесс «глубокой медиатизации». Отмечается, что в отечественной практике основной акцент при исследовании феномена «большие данные» делается на его техническом аспекте, в меньшей степени раскрываются социогуманитарные характеристики и эффекты. Предпринята попытка раскрыть технологию «большие данные» как символический и властный ресурс информационного общества. Процесс медиатизации и большие данные взаимосвязаны. С одной стороны, технология «большие данные» позволяет выявить и измерить количественные показатели процесса медиатизации (например, активную аудиторию социальных медиа и др.), а также способствует обработке полученных данных. С другой стороны, медиатизация способствует накоплению разнородных данных, а также, как теоретическая концепция, позволяет определить последствия применения технологии «большие данные» и адаптировать к ним социальные институты. Кроме того, медиатизация изменяет парадигму частного и приватного в медиапространстве в результате роста объемов, способов хранения и воспроизводства социальной информации в цифровом обществе, снижения барьера доступа в медиапространство, а также появления новых акторов коммуникаций - микросубъектов (например, инфлюенсеров).
The possibilities and consequences of the application and penetration of information technology in different spheres of society are of particular interdisciplinary interest in today's academic environment. The methodological basis of the study was a combination of informational, comparative, systematic and conceptual approaches. Besides that, the secondary data analysis method was employed. This article examines mediatisation as an important factor in accelerating the accumulation of big data in the digital age. With the emergence of new media and the digitalisation of modern media space, researchers have recorded a process of "deep mediatisation". It is noted that, in domestic practice, the main emphasis in the study of the phenomenon of "Big Data" is on its technical aspect, while socio-humanitarian characteristics and effects are revealed to a lesser extent. The article represents an attempt to consider "Big Data" technology as a symbolic and authoritative resource of the information society. Mediatisation and big data are interrelated. On one hand, "Big Data" technology allows for the identification and measurement of quantitative indicators of the mediatisation process (e.g. active social media audience, etc.) and facilitates the processing of the findings. Mediatisation, on the other hand, facilitates the accumulation of heterogeneous data and, as a theoretical concept, allows for the implications of big data technology to be identified and for social institutions to be adapted to it. In addition, mediatisation is changing the paradigm of the private and individual aspects in media space as a result of the growth in the volume, storage and reproduction of social information in the digital society, the lowering of the barrier of access to the media age, and the emergence of new actors of communication: micro-subjects (e.g. Influencers).