Оболкина С.В. ИИ: грани «машинности» и «человечности» // Технологос. 2025. № 3. С. 38-51. DOI: 10.15593/perm.kipf/2025.3.04. список ВАК
Рефлексия сопряжения искусственного интеллекта и человека, поиск специфики человеческого интеллекта в ситуации все активнее проявляющейся конкуренции между ними - одна из самых актуальных проблем современности, которая выступает тематическим контекстом данной работы. Главный тезис статьи: искусственный интеллект не противопоставлен естественному человеческому интеллекту и является экстериоризацией некоторых его компетенций. Главным в методологическом подходе исследования выступает неразрывная связь философских спекуляций по поводу искусственного интеллекта и конкретики инженерного праксиса в этой сфере. Внимание к самой машине является обязательным. Показано, что в технический артефакт изначально преобразуется только тот модус когитации, который можно «машинизировать», то есть выстроить в качестве особых структур, обладающих вынуждающей силой вывода. В работе рассмотрены формальная логика и математика в качестве искусственной части естественного интеллекта человека. Этот «внутренний» искусственный интеллект обладает возможностями экстериоризации процесса обучения и выстраивания технических артефактов. Предложен краткий анализ «промежуточной» формы между «внутренним» и «внешним» искусственным интеллектом: логических машин, машин Г.В. Лейбница и С.Н. Корсакова. Показаны эпистемологические основания и условия формирования компьютерной метафоры мозга, а также парадигмы инженерного коннекционизма. Далее два основных модуса технического искусственного интеллекта рассмотрены в оптике модусов машины: в качестве классической и неклассической машины. На основе представления о специфике неклассической машины аргументируется тезис о том, что нейросети также выступают экстериоризацией - но не работы мозга как таковой, а одного из модусов естественного интеллекта, связанного с коллективным опытом. В заключение сделаны краткие выводы о мета-машинных компетенциях человеческого интеллекта.
The article is devoted to reflecting the problems that arise in the current situation of interaction and clear competition between artificial intelligence and humans. The search for the specifics of human intelligence in these conditions is an important task of philosophy. The main thesis of the work is that AI is not opposed to human intelligence; AI is the exteriorization of certain competencies of natural intelligence. The basic methodological approach entails that philosophical reflections on AI cannot ignore engineering practice in this field; attention to the machine is required. The author shows that only the way of thinking that can be "mechanized" transforms into a technical artifact. This means creating special mental structures that have the coercive power of inference. The article considers formal logic and mathematics as an artificial part of natural human intelligence. This "internal" artificial intelligence has the properties of exteriorization: it is associated with learning and the creation of technical artifacts. The author offers a brief analysis of the "intermediate" form between "internal" and "external" artificial intelligence. These are logical machines as well as those of G.V. Leibniz and S.N. Korsakov. The paper also shows which epistemological foundations contributed to the formation of the computer-brain metaphor and the connectionist paradigm in AI. Two main types of technical artificial intelligence are considered - classical and non-classical machines. Based on the idea of the specifics of non-classical machines, the author develops the thesis that neural networks act as a kind of natural intelligence responsible for collective experience. Finally, brief conclusions are drawn about the meta-machine capabilities of human intelligence.