В журнале "Полития", 2025, №2 опубликована статья директор Института философии и права Уральского отделения РАН Виктора Мартьянова "Российская Федерация: между постимперией и отложенной нацией". В статье выдвигается тезис, что федеративное политическое устройство в большинстве случаев является формой распада государств, хотя ситуативно он может казаться приемлемым институциональным компромиссом центральной и периферийных элит. Федерация как добровольный союз ранее независимых государств – исключение из правила. Подавляющая часть федераций есть результат неудавшейся попытки преображения сословно-феодальных империй в унитарную модерную нацию с консолидирующей предшествующие различия единой гражданско-правовой культурой. Исторический опыт свидетельствует о том, что федерации проигрывают в долговечности унитарным государствам, особенно это касается так называемых этнофедераций. Этнотерриториальные принципы в основе федеративной модели ускоряют сецессионные процессы, препятствуя консолидации гражданской идентичности и закрепляя в праве неразрешимость культурных конфликтов. Обращаясь к опыту постсоветской России, автор показывает, что она так и не извлекла политических уроков из распада СССР. Действующая в ней модель асимметричного федерализма связана с сохранением принципов политизации и территориализации этничности, которые помешали созданию советского народа как гражданской общности, а также прочертили границы будущих политических разломов. Российский "многонациональной народ" продолжает испытывать давление тех же центробежных тенденций и по тем же основаниям, что и несостоявшийся советский народ. Это препятствует преобразованию многоэтничного населения в модерную гражданскую нацию, выносящую внутренние культурные различия за пределы политического. Накапливающаяся рентно-сословная конфликтность внутри федеративной модели, в том числе по этническим основаниям, лишь откладывается на будущее. По мысли автора, в современном российском обществе нет общественно значимых проблем, решение которых требовало бы безусловного сохранения асимметричной этнофедерации. Унификация принципов административно-территориального устройства поспособствовала бы консолидации российской нации и переходу от ручного центр-периферийного управления и имперской архаики, закамуфлированной под федерацию, к эффективному развитию всех регионов и культурных сообществ России.
*Исследование выполнено за счет гранта Минобрнауки России в форме субсидий из федерального бюджета на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (соглашение от 12 июля 2024 г. № 075-15-2024-639).