УДК 141.78:141.82

Кондрашов П.Н.
Анализ экзистенциальной проблематики в философии Карла Маркса // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2014.– Т. 14. Вып. 3.– С. 34-57.

В статье предпринята попытка показать, что философия Карла Маркса представляет собой одну из форм экзистенциальной философии (но не экзистенциализм, не экзистенциалистскую философию), под которой автор понимает такой тип философствования, в котором основной проблемой являются проблемы человека, подлинности и неподлинности его существования-в-мире (in-der-Welt-sein), его отношений с миром и внутреннем неравнодушном переживании этих отношений. Автор показывает, что в философии К. Маркса так или иначе затронуты все базовые вопросы экзистенциальной философии, а именно проблемы сущности и существования, экзистенции, бытия-в-мире, страдания, подлинности и неподлинности человеческого бытия, отчуждения (Entäußerung, Entfremdung), экзистенциальной темпоральности и историчности. Более того вся эта экзистенциальная проблематика (наряду с проблемой отчуждения) имеет место в мысли Маркса на всем протяжении его теоретического развития, а не только в ранний период творчества, как принято считать. Автор делает вывод, что философия К. Маркса представляет собой рационалистическую, гуманистическую и революционно-оптимистическую версию экзистенциальной философии, ибо полагает, что свою подлинность человеческое бытие обретает не в-самом-себе, а лишь в активном трансцендировании экзистенции в мир.

: In the article, an attempt is made to prove that Karl Marx’s philosophy is one of the forms of existential philosophy (but not the Existentialism nor the existentialistic philosophy). The author understands it as a type of philosophizing where the main problem is the problem of the human being, of the authenticity and inauthenticity of his existence-in-worlds (in-der-Welt-sein), of his attitudes towards the world and non-indifferent experience of these attitudes. The author shows that all such basic questions of the existential philosophy are touched in Marx's philosophy, namely: problem of essence and existence, Existenz, being-in-world, suffering, authenticity and inauthenticity of human life, alienation (Entäußerung, Entfremdung), existential temporality, and historicity. Moreover, all these existential problems (and not just the problem of alienation) take place in Marx's thought through all its development, and not just during the early period of his work as it is usually considered. The author draws the conclusion that Karl Marx's philosophy represents the rationalistic, humanistic and revolutionary-optimistic version of existential philosophy. He considers that human life finds the authenticity not in-itself but only in active transcending of Existenz in the world.