УДК 1(091)

Долгих А..Ю.
Эллинская философия и христианство времен кризиса Римской империи в III веке н.э. // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2014.– Т. 14. Вып. 3.– С. 70-86.

В статье показано, что кризис Римской империи III в., обычно расцениваемый как прежде всего политический и экономический, не в меньшей степени выразился в упадке философских школ и обеднении христианства. По-видимому, из шести крупнейших философских школ, сложившихся еще в IV–III вв. до н.э., продолжали существование только три – Академия, Ликей и Стоя. При этом деятельность их представителей почти полностью свелась к комментированию древнейшего философского наследия и написанию текстов, не имеющих прямого отношения к философии. Наблюдаются признаки сближения позиций академиков и перипатетиков, что завершится фактическим объединением этих школ к концу IV в. В христианстве перестают возникать новые церкви, а старые, нередко предлагавшие очень необычные варианты веры, теряют привлекательность в глазах новообращенных. Поскольку в дальнейшем возрождения философии в прежнем виде не произошло, можно говорить о том, что именно третье столетие более чем какое-либо другое может считаться границей, разделяющей Античность и Средние века. Тем не менее немногочисленные яркие представители философии и христианства этого времени (Плотин, Порфирий, Мани, Ориген, Савеллий) оказали большое влияние на последующую философскую мысль.

The article illustrates that the Roman Empire crisis in the third century A.D. usually considered as political and economic was to no lesser extent expressed in the decline of philosophy and impoverishment of Christianity. Apparently, only three philosophical schools out of the six largest ones established in the IV–III centuries B.C. survived – Academy, Lyceum and Stoa. At the same time, the activity of their representatives was almost com-pletely reduced to commenting on ancient philosophical heritage and on writing texts that had no direct relationship to philosophy. There were signs of some rapprochement between academic and peripatetic philosophers, which resulted in the actual merge of these schools by the end of the IV century. In Christianity, new churches no longer arose, and the old ones, which often offered very unusual kinds of faith, ceased to be attractive for proselytes. There was no subsequent philosophic revival; therefore, one could conclude that indeed the third century could be regarded as the boundary between Antiquity and the Middle Ages. None-theless, the few brilliant thinkers of this period (Plotinus, Porphyry, Mani, Origen, Sabellius) had a big influence on subsequent philosophy and Christianity.