УДК 340.12

Кресин А.В.
Немецкая философия национального права в конце XVIII – начале XIX в. и трансформация юридической науки // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2014.– Т. 14. Вып. 3.– С. 197-209.

В статье рассмотрена трансформация концепта национального права в трудах немецких мыслителей в период Великой французской революции и наполеоновских воен. Основной линией этой трансформации, по мнению автора, является завершение социализации философии права, а также утверждение эмпирической методологии исследования и позитивистского правопонимания. Принципиально важными в этом контексте является более последовательное отделение права от этики, а также выделение национального права как социального отдельного в праве. Большое значение также имело развитие общего учения о нации как ведущего в конкретно-исторических условиях направления социальной философии, приобретение этим учением политико-философского характера. Автор указывает на то, что немецкие мыслители этого периода предложили достаточно последовательную типологию социально-правовых феноменов: социальное отдельное (национально-государственное право) – социальное особенное (сфера взаимодействия национальных правопорядков, «космополитическое право») – социальное общее (международное право). Основными сущностными характеристиками такой типологии стали нетрансцендентный, имманентный характер социальных особенного и общего, а также их формирование на основе взаимодействия позитивных право-порядков. Это позволило завершить плюралистическую по своему характеру правовую картину мира, социальную и позитивную модель сферы права как относительно автономной подсистемы бытия человека. Автор также считает, что эмпиризм нового видения сферы права нашел свое выражение в компаративизме. На основании своего исследования автор приходит к выводу о завершении немецкими мыслителями конца XVIII – начала XIX в. формирования теоретико-методологических основ современной юридической науки.

Abstract: The article considers transformation of the concept of national law in works of German thinkers in the period of Great French Revolution and Napoleonic wars. According to the author, the main line of this transformation is the completion of socialization of philosophy of law, as well as the claim of the empiric methodology of research and positivist understanding of law. In this context, the consistent dissociation of law from ethics, as well as distinguishing of national right as socially independent in law, is fundamentally important. The development of general teaching on the nation as leading direction of social philosophy in concrete historical conditions and political-philosophical character of these teaching is also highly valuable. The author points out that German thinkers of this period offered the successive typology of social-legal phenomena: socially individual (national-state law) – socially special (sphere of co-operation of national law orders, “cosmopolitan law”) – socially general (international law). The essential characteristic of this typology is non-transcendent, immanent character of socially special and general, as well as their formation based on cooperation of positive law orders. It allowed to complete pluralistic (by its nature) legal picture of the world, and social and positive model of the sphere of law as relatively autonomous subsystem of human being. The author also considers that empiricism of the new vision of the sphere of law founds its expression in comparativism. Based on the analysis, the author concludes that German thinkers of late XVIII – early of XIX century completed theo-retical and methodological foundation of modern jurisprudence.

Полный текст>>